Члены Палаты представителей Конгресса США начали новое расследование эффективности американской политики по отношению к Ирану. В среду один из комитетов нижней палаты провел слушания о введенных семь лет назад санкциях против Ирана и Ливии. Санкции были приняты, чтобы оказать давление на эти страны, и предусматривают принятие определенных мер против компаний, которые их нарушают.
Закон о введении санкций против Ирана и Ливии был подписан в 1966 году президентом Клинтоном, который назвал Иран «самым опасным сторонником терроризма в мире». В 2001 году, когда Конгресс повторно одобрил закон, Клинтон снова его поддержал. В первоначальной формулировке закон требует от президента США введения санкций против любой международной компании, которая либо инвестирует более 40 миллионов долларов в нефтяной или газовый сектор Ирана или Ливии, либо нарушает введенные ООН санкции против Ливии.
Член Палаты представителей из штата Флорида Илеана Росс-Летинен отметила, что никто особенно не следил за выполнением требований этого закона и что он мало отразился на иностранных инвестициях, которые Иран использовал для разработки ядерного оружия и субсидирования терроризма. В первую очередь она винит в этом европейские компании: «Хотя мы благодарны за помощь и поддержку, которую нам оказали некоторые наши европейские союзники в проведении операции «Свобода народу Ирака», эти и другие страны, чьи компании инвестируют в экономику Ирана, должны понимать, какую угрозу представляет собой эта страна».
По словам представителя государственного департамента Анны Борг, Вашингтон старается добиваться того, чтобы процесс реализации этого закона «максимально способствовал достижению целей противодействия терроризму и угрозе оружием со стороны Ирана и Ливии».
Помощник заместителя государственного секретаря по делам государств Ближнего Востока Файло Диббл указал на перемены, намечающиеся как в Иране, так и в Ливии: «Хотя все еще предстоит проделать большую работу, намечаются признаки того, что обе страны все сильнее ощущают оказываемое на них давление. Как Иран, так и Ливия представляют собой серьезные проблемы, но мы добиваемся все большего прогресса на пути установления международного сотрудничества в деле оказания давления на Иран и Ливию, с тем, чтобы они прекратили осуществление своих деструктивных мер».
Заместитель директора Вашингтонского института ближневосточной политики Патрик Клоусон считает, что экономические санкции, вполне возможно, являются далеко не самым совершенным орудием, но они необходимы для того, чтобы и далее оказывать давление на Тегеран, требуя от него прекратить финансирование терроризма и отказаться от разработки ядерного оружия. «В последнее время, - заявил Клоусон, - многосторонняя дипломатия добилась значительных успехов. Однако было бы чрезмерно оптимистично считать, что давление дипломатов приведет к тому, что Иран откажется от своей ядерной программы».
По мнению Клоусона, для дальнейшего успеха попыток оказания давления необходимо сотрудничество Японии и стран Европы. Но для этого, в свою очередь, может потребоваться чтобы Соединенные Штаты оказали мощное давление на своих союзников.
Роджер Робинсон возглавляет консалтинговую фирму «Conflicts Securities Advisory Group», которая специализируется на анализе инвестиционных рисков. По его словам, существует свыше двухсот частных компаний, связанных с Ираном, и свыше шестидесяти - с Ливией. «С моей точки зрения, - подчеркнул Робинсон, - эти компании являются критически важной коммерческой инфраструктурой для правительств Ирана, Ливии и других стран, поддерживающих терроризм».
Он, однако, указал, что сам по себе объем иностранных инвестиций в Иране и в других странах, значащихся в списке стран-спонсоров терроризма, является внушительным. Так, капиталовложения только одной европейской компании в Иране составляют примерно 9 миллиардов долларов.
По словам представителя госдепартамента Анны Борг, администрация президента Буша позднее в этом году представит Конгрессу соответствующий отчет об эффективности закона о введении санкций против Ирана и Ливии.