Джазовый клуб. Выпуск 49 - 2003-06-01

Записи, звучащие в программе:

“Nature boy”. Иден Абез.
“Don't go to strangers”. Кент, Манн, Эванс. Запись сделана 21 июня 1960 года
Ударные - Рой Хэйнс, Франк Уэсс - флейта; Ричард Уайндс - фортепьяно; Скитер Бэст - гитара; Джордж Дювивьер - бас
“All The Way”. Каан, Ван Хьюзен

Песня, которая открывает сегодняшнюю встречу Джазового клуба, многим из вас, наверняка, знакома. И вероятней всего - в исполнении Нат Кинг Кола. Считается, что она была его музыкальной визитной карточкой. Совсем недавно она звучала в фильме База Лермана «Мулен Руж» в исполнении Дэвида Боуи. Я же предлагаю вам версию, напетую Эттой Джонс. Нисколько не удивлюсь, если имя это ничего вам не скажет: ее считают одной из самых «недооцененных» исполнительниц второй половины XX столетия.

Совсем недавно фирма «Престиж» выпустила диск, в который вошли ее синглы-сорокопятки, записанные на этой фирме и выпущенные в период с 60 по 62 годы.

«Те, кто наслаждался исполнительским мастерством Этты на протяжении четырех десятилетий, - пишет Эсмонд Эдвардс в аннотации к диску, - наверняка будут признательны «Престижу» за эту компиляцию. Те же, кто услышат впервые и откроют для себя Этту, захотят слушать ее снова и снова».

Как правило, звукозаписывающие фирмы буквально «заваливают» так называемыми «демо-тэйпами», которые вокалисты присылают в надежде заинтересовать продюсеров, что, в свою очередь, может привести к заключению контракта на запись диска. Известно также, что чаще всего конверт с такими «тэйпами» отправляют нераспечатанным обратно с вежливой припиской: мы не принимаем материал, без сопровождающей рекомендации компетентных лиц.

«В то время, когда я был репертуарным директором студии, - вспоминает Эсмонд Эдварс, - у нас такого не водилось. Мы слушали все, буквально все. Как правило, подобные прослушивания ничем не кончались - тэйпы так или иначе отправлялись обратно с вежливой припиской, в разной форме сообщающей исполнителям, что их надежды не оправдались. Но в один прекрасный день - это был шестидесятый год - я как обычно, между делом, вставил кассету в магнитофон и стоило только мне услышать буквально первые несколько тактов песни, я понял, что имею дело чем-то замечательным. У вокалистки, приславшей мне кассету, было свое собственное, как мы говорим, звучание, поразительная фразировка, интонационное богатство и теплота. Я показал кассету президенту фирмы Бобу Уэйстоку, который славился поразительным лаконизмом оценок. Прослушав пару мелодий, он бросил: «Заключай с ней контракт» и вышел из студии. Первым синглом, записанным Эттой на «Престиже» в 60 году, который стал поворотным в ее жизни, была песня «Не обращайся к незнакомым», принесшая ей мгновенную известность.

Профессиональная жизнь Этты Джонс началась в 1944 году, когда ей исполнилось шестнадцать лет. Выступала она с такими известными джазовыми музыкантами как Барни Бигарт, Арт Блэйки, Ерл Хайнс, Кенни Берелл и Милт Джэксон. Однако в промежуток между пятьдесят вторым и шестидесятым годами в ее карьере произошел неожиданный спад: ей приходилось работать портнихой, лифтершей и - по смешной иронии судьбы - упаковщицей пластинок.

Сингл «Не обращайся к незнакомым», принеся ей, как я уже сказала широкую известность, положил начало прочной и уверенной карьеры в джазе. Этта Джонс много гастролировала - и в Штатах, и в Европе, выпустила множество дисков и с удивительным юмором относилась к тому факту, что не достигла статуса Эллы Фитцжералд или Сары Воон.

«Меня устраивает тот факт, - признавалась она, - что у меня есть аудитория - пусть не грандиозная, но признательная и верная; что я много выступаю и выпускаю диски».

Последнее десятилетие жизни Этты, несмотря на изнурительную схватку с раком, были особенно плодотворными. Она много выступала, работала с молодыми музыкантами - Бенни Грином в том числе и выпускала диски буквально один за другим.

Ушла Этта из жизни шестнадцатого октября 2001 года, в тот день, когда вышел ее последний диск “All the way”.

“When somebody loves you it's no good until he loves all the way…” - «Это еще не любовь, когда кто-то любит тебя не безраздельно…»