Почему погиб шаттл «Колумбия»? - 2003-05-30

Американское космическое агентство НАСА приступает к серии тестов, призванных установить, действительно ли кусок термоизоляции, попавший перед стартом в крыло космоплана «Колумбия», стал причиной гибели шаттла.

Один из тестов состоит в том, что кусок твердого пенопласта выпускается на большой скорости по макету крыла космоплана, выполненного в натуральную величину. Тест моделирует реальный инцидент, в котором кусок изоляции оторвался от топливного бака и повредил левое крыло шаттла; скорость в момент соударения была примерно 250 метров в секунду, а сила удара - около тонны.

Считается, что шаттл сгорел ввиду нарушения профиля передней кромки крыла и проникновения в корабль горячих атмосферных газов. Однако, как указывает адмирал Гарольд Гейман, председатель комиссии НАСА, расследующей инцидент, возможно, никогда не удастся точно установить, кто был виновником катастрофы - кусок термоизоляции, микрометеорит или космический мусор. Поэтому дознание было переориентировано на иную тему, а именно - на общую практику технического контроля НАСА, которая позволила персоналу халатно отнестись к предстартовому инциденту и вообще к проблеме прочности крыла космоплана.

«Инцидент заставил нас гораздо шире, чем когда-либо раньше, взглянуть на материально-техническую сторону программы полетов космических челноков, - сказал адмирал Гейман. - И это к лучшему, если НАСА рассчитывает запускать шаттлы еще лет двадцать».

Независимо от конкретных причин аварии шаттла «Колумбия» следователи выяснили, что куски термоизоляции отрывались от наружных топливных баков челноков, начиная с первой же экспедиции в 1981 году. Поскольку аварий это не вызывало, НАСА классифицировала проблему скорее как ремонтно-эксплуатационную, нежели как принципиальную, связанную с безопасностью полетов.

И вообще, инспекционные строгости, введенные после гибели космоплана «Челленджер» в 1986 году, в последующие годы ослабли. «Поменялась сама базисная установка, - говорит адмирал Гейман. - Если раньше техникам перед очередной миссией надо было доказать, что лететь безопасно, то теперь, наоборот, чтобы остановить миссию, они должны были доказать, что она небезопасна. Понятно, почему поменялась установка: ведь между авариями «Челленджера» и «Колумбии» было сто двенадцать успешных экспедиций, так что стимулов что-либо менять не было».

Через неделю комиссия переберется из Хьюстона, где она работает с февраля, в Вашингтон и примется за составление отчета об аварии «Колумбии» и рекомендации об усилении безопасности полетов шаттлов в будущем. Рассматривается возможность проведения демонстрационного полета, прежде чем снова запускать регулярные рейсы шаттлов.