Проблемы кавказского региона - 2003-04-22

В 2003 году международные посредники на Кавказе столкнутся, вероятно, с самыми серьезными трудностями за все время попыток урегулирования проблем этого региона. Мирный процесс по Нагорному Карабаху зашел в тупик, и можно ожидать новых волнений после вызывающих споры президентских выборов в Армении и предстоящих выборов в Азербайджане. Россия постоянно действует в обход ООН в отношении решения абхазского вопроса и отклоняет все предложения, касающиеся посредничества в урегулировании военного конфликта в Чечне.

Теме посреднических усилий в решении проблем кавказского региона было посвящено выступление редактора кавказского отдела лондонского «Института войны и мира» Томаса де Ваала в помещении радиостанций «Свобода/Свободная Европа». Томас де Ваал, специалист по Кавказу, автор новой книги о карабахском конфликте «Черный сад: Армения и Азербайджан в периоды войны и мира». Кроме того, он соавтор книги «Чечня: кавказская катастрофа». Докладчик обрисовал все три проблемы - Нагорный Карабах, Абхазию и Чечню, каждая из которых, как он считает, должна решаться в отдельном порядке, поскольку к решению каждой из этих проблем должен быть найден отдельный подход.

Западные страны прилагают большие посреднические усилия для решения этих проблем, но им, в отличие от России, недостает, с точки зрения докладчика, глубоких знаний истории этого региона и конфликтов, которые уходят корнями в глубину столетий.

Томас де Ваал привел пример Вашингтона, где очевиден интерес к проблеме Закавказья, но где явно проявляется заинтересованность сторон. Конгресс уделяет особое внимание Армении, благодаря влиянию армянского лобби, энергетический сектор отдает предпочтение Азербайджану, а Государственный департамент больше всего заинтересован в Грузии.

Эксперт считает кавказский регион единым целым и отмечает, что ни одна из трех небольших кавказских стран не может рассчитывать на построение достойного будущего, если они не проявят полного взаимодействия.

«Какую позицию занимает Запад и Россия в отношении Чечни, Нагорного Карабаха и Абхазии?», - спросил я у докладчика после завершения его выступления:

Томас де Ваал:
«Что касается Чечни, то западного присутствия там вообще нет. ОБСЕ, как я считаю, играла весьма положительную роль во время первой войны, выступая в качестве посредника между боевиками и федеральными властями. Я думаю, что Чечня сейчас нуждается именно в такой роли, потому что в настоящее время нет контроля над войсками, которые уже стали полукриминальными, и над боевиками, которые еще действуют в горах. К сожалению, ОБСЕ ушла из Чечни, как и докладчик ПАСЕ по Чечне и сопредседатель рабочей группы «ПАСЕ-Госдума» лорд Джадд, который тоже играл положительную роль. Он оставил свой пост из-за референдума. Боюсь, что отсутствие какого-либо международного наблюдения в Чечне будет только способствовать ухудшению ситуации».

Люсьен Фикс:
Что вы можете сказать в отношении чеченского референдума?

Т.дВ.:
Хотел бы верить, что этот референдум изменит ситуацию в Чечне в лучшую сторону, но, к сожалению, я сомневаюсь. Я солидарен с лордом Джаддом, который сказал, что референдум о новой конституции должен быть завершением процесса, а не его началом. К сожалению, отсутствовал диалог с широким спектром чеченского общества - с московскими чеченцами, боевиками, бывшими депутатами парламента и так далее. К сожалению, Москва решили, что будет новая конституция, новый глава Чечни, скорее всего Кадыров, и все решено. На самом же деле, глубокие проблемы Чечни остались нерешенными.

Л.Ф.:
А теперь о позиции Запада и России по отношению Нагорного Карабаха и Абхазии.

Т.дВ.:
В отношении Карабаха, я считаю позицию Москвы довольно приемлемой. Если в середине 90 годов российские военные постоянно вмешивались в эту проблему, открыто поддерживали армян, то сейчас российский МИД более активен. Там происходит процесс оттепели между Азербайджаном и Россией. Сейчас Россия занимает более сбалансированную позицию.

Л.Ф.:
А как в Абхазии?

Т.дВ.:
Что касается Абхазии, остаются большие сомнения по поводу амбиций российских военных. Причин этому много - военные базы в Грузии, враждебное отношение российских военных к Шеварднадзе и его режиму из-за его интересов в Абхазии... Ситуация в Абхазии весьма проблематична. Но я считаю встречу президента Путина в марте в Сочи и с абхазами, и с Шеварднадзе самой светлой страницей в абхазской драме за много лет. ООН играет довольно слабую роль в решении абхазской проблемы из-за мандата ооновских сил. Россия, с другой стороны, играет довольно активную роль. Если откроется железнодорожное сообщение через Абхазию в Грузию и Армению, это будет большим плюсом не только для Абхазии, но и для Грузии, и Армении, и России. Это было бы свидетельством того, что Россия понимает и свои экономические интересы, и интересы всего Кавказа. Это можно только приветствовать.

Фотография любезно предоставлена редакцией радиостанции «Свобода/Свободная Европа»