Другая война. Корреспонденцию Шарон Лафраньер в газете «Вашингтон пост» о реакции в Москве на взятие Багдада американскими войсками газета иллюстрирует двумя крупными фотоснимками. На одном запечатлена проведенная в среду массовая антивоенная демонстрация перед посольством США в в Москве на Новинском бульваре. На другом - сцена той же самой демонстрации: сидящий на плечах одного из демонстрантов подросток размахивает двумя флажками, иракским и российским. Статью об отношении россиян к войне в Ираке газета озаглавила «Из России со страхом и отвращением».
В своей статье корреспондент описывает реакцию на войну в Ираке двух москвичек средних лет. Обеих Шарон Лафраньер интервьюировала в момент телепередач из Багдада. Одна из них высказалась в том смысле, что американцы действуют неразумно. Другая считает, что они «действуют империалистическими методами» и «нарушают международное право».
Резко негативную реакцию россиян на эту войну газета описывает как «гремучую смесь из предрассудков времен «холодной войны», унижения от потери статуса сверхдержавы и досады на то, что крушение коммунизма не принесло с собой благоденствия, которое вроде бы сулили американцы. Последний раз вспышка подобных настроений, в еще более резкой форме, имела место в 1999 году во время нападения сил НАТО под руководством США на Югославию - давнишнего союзника России».
Когда рушатся идолы. На дискуссионной полосе газеты «Нью-Йорк таймс» появилась статья живущего в Нью-Йорке известного российско-американского музыкального критика и культуролога Соломона Волкова, публикатора «Мемуаров» Дмитрия Шостаковича и автора капитального труда «История культуры Санкт-Петербурга». Волков делится своими мыслями и чувствами в связи со свержением с пьедестала в центре Багдада статуи Саддама Хусейна.
«Не подлежит сомнению, - пишет автор, - что когда-нибудь падение статуи будут рассматривать как один из наиболее характерных символов нынешней войны в Ираке. Когда я наблюдал за этой сценой по телевизору, на ум мне невольно приходили эпизоды совсем недавнего, но уже покрывающегося пылью времени прошлого». Вспомнились Соломону Волкову, в частности, падение Берлинской стены в 1989 году и свержение с пьедестала на Лубянской площади Москвы статуи «железного Феликса» - основателя ЧК Феликса Дзержинского в августе 1991 года.
«В последнее время в прессе проводят много параллелей между саддамовским Ираком и репрессивным коммунистическим режимом СССР, - пишет Соломон Волков. - Мне кажется, что при свержении статуй Саддама и Дзержинского как нельзя лучше обнаружилось различие между этими двумя режимами. Чтобы сбросить статую в Москве, пришлось приложить много усилий: понадобилось целых пять подъемных кранов. И статуя рухнула на землю как единый монолит. Статую же Хусейна, напротив, свалили довольно легко. Рухнув, она развалилась на куски, а на пьедестале остались стоять пустые сапоги диктатора. «Впрочем, замечает Соломон Волков, - возможно, это объясняется превосходством американской техники и сноровки».
Уроки Чечни. Балтиморская газета «Сан» отвела почти целую полосу под статью бывшего московского корреспондента ирландской газеты «Айриш таймс» Шеймуса Мартина. Он в свое время подробно освещал войну в Чечне и на основании своего опыта высказывает кое-какие соображения об опасностях, подстерегающих американцев после окончания войны в Ираке.
«Послевоенный мир может быть не менее опасен, чем война, - пишет Мартин. - Наглядным подтверждением тому является российский опыт военных действий в Чечне. Во время второй чеченской войны российские войска действовали быстро и решительно - так же, как сегодня силы коалиции действуют в Ираке. Российские генералы провозгласили победу. Но и сегодня в Чечне продолжают гибнуть российские солдаты. И мир, который якобы был достигнут, оказался кровавым».
Повторение в Ираке «чеченского сценария», по мнению автора, является одним из самых зловещих вариантов развития событий после окончания войны. В то же время этот вариант мало вероятен. Вряд ли, считает бывший московский корреспондент «Айриш таймс», США повторят ошибки, которые допустили русские. Одна из этих ошибок заключалась в том, что они решили опереться в Чечне на несколько одиозных фигур - таких, как выпущенный из тюрьмы Бислан Гантемиров или связанный с мафией Малик Сайдуллаев.
«Вряд ли США настроят против себя и местное иракское население, как это имело место в Чечне, - пишет Шеймус Мартин. - В Чечне царил беспредел российских контрактников - наемников, которых начальство никогда полностью не контролировало. Тех зверств, которые они творили, американцы наверняка не допустят. Однако даже небольшие ошибки могут повлечь за собой крупные последствия».
Обзор подготовил Лио Стерн.