Гринич Вилидж - 2003-01-20

Мы продолжаем наши прогулки по Нью-Йорку. Сегодня нам предстоит побывать в той части Манхэттена, которая, хоть и ничем не уступает фешенебельной части города в смысле ритма жизни, в смысле темпа и скорости передвижения особенно разогнаться не даст, ибо в этом районе несколько тесновато не только для автомобилей, но и для прохожих…

Гринич Вилидж или просто «Вилидж», как называют этот район ньюйоркцы (в дословном переводе -– деревня), сумел избежать перемен, коснувшихся практически всех остальных частей города. Это - оазис низкорослых, тесно прижатых друг к друг домов, нью-йоркский Латинский квартал, уникальность которого определяется не только и не столько внешним обликом зданий, сколько индивидуальностью обитателей: университетские преподаватели и художники, писатели и журналисты, актеры и музыканты, киношники, студенты - богема, одним словом, средоточием которой Вилидж стал на рубеже XIX и XX веков. Именно тогда этот район превратился в «левобережье» Нью-Йорка. А до этого он и впрямь соответствовал своему названию - деревня, куда горожане спасались от суеты и толчеи городской жизни, благо дело, благодаря строптивости местных жителей, Вилидж сохранил причудливость своего ландшафта, не поддавшись идее прямоугольной разбивки. И по сей день улицы Гринич Вилидж петляют и извиваются вдоль коровьих троп и ручьев, журчавших во времена, когда это был загород.

В 1822 году в Вилидж хлынули горожане, спасаясь от охватившей Нью-Йорк эпидемии желтой лихорадки. В середине века здесь появились изысканные и дорогие особняки, многие из которых сохранились и по сей день вдоль Северной границы площади Washington Square, по имени которой названа одна из книг Генри Джеймса. Но в семидесятых годах XIX столетия началась застройка района Пятой авеню и Центрального парка, цена на жилье в Вилидж упала, и сюда устремились художники и писатели.

Дешевое жилье привлекало и новых иммигрантов, в особенности итальянцев, которые открывали здесь закусочные и рестораны, придававшие району неповторимый, красочный колорит. Сейчас Гринич Вилидж хоть и уступил часть своей богемной славы району Сохо, по-прежнему остается самым ночным и самым джазовым районом Нью-Йорка.

Знаменитый клуб “Sweet Babill”, известный каждому уважающему себя почитателю джаза; “Village Vangard”, где по-прежнему в джазовое меню включаются самые известные джазмены страны; сравнительно молодой - ему всего двадцать лет - клуб “Blue Nоtе”, где играли Джерри Маллиган, Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон, Иллинойс Джакет.

А вот “Village Gate” -- не только один из старейших джазовых клубов Нью-Йорка, но и один из лучших. Его название означает «ворота в деревню» и буквально соответствует расположению клуба - на пересечении главной улицы района - Бликер и улицы Томсон, начинающейся на его южной границе.

Уже упомянутая мною площадь Washington Square, с величественной триумфальной аркой, строительство которой началось в 1892 году по проекту Стэнфорда Уайта и было приурочено к столетнему юбилею инаугурации Джорджа Вашингтона - не только естественный центр Гринич Вилидж, но и сердце типичного городского кампуса университета NYU. Как только солнышко начинает по- весеннему пригревать, сюда высыпают толпы молодежи: кто катается на роликах, кто запускает тарелочки-фрисби, а кто надолго замирает в замысловатой позе йоги; какие-то парочки, устроившись на травке, воркуют, другие упоенно отдаются танцу, третьи оживленно и горячо обсуждают какую-то проблему, а рядом мирно дремлют на скамейке пожилые люди. Парк живет своей собственной жизнью, неповторимой и колоритной. Даже забредающие сюда бомжы не только не нарушают гармонии, а как-то удивительно вписываются в общую картину.

Отходящая от парка улица Макдугал приведет нас на уже упоминавшуюся мною главную улицу, Бликер стрит. Это - место. Место, где все встречаются со всеми: бесконечные магазинчики и закусочные, крошечные кафе со стоящими на тротуарах столиками, рестораны и бары - всюду веселая сутолока, возгласы, смех. Вилидж, что с нее возьмешь? Попал сюда - наслаждайся.

А попасть сюда следует всякому, кто хочет узнать Нью-Йорка. Это - “must”.

Свернув с Бликер стрит направо, мы попадем на самую шумную магистраль деревни, Шестую авеню и остановимся ненадолго перед Джефферсон Маркет Кортхауз - типичным зданием XIX столетия, стоящим пятым в списке самых красивых исторических памятников Америки. Когда-то здесь помещался, как явствует из названия, суд, теперь - общественная библиотека.

Отсюда, миновав Седьмую авеню, где находится один из многочисленных театров Гринич Вилидж “Circle Rep”, мы попадем с вами на улицу Бэдфорд - самую уютную, самую спокойную и тихую улицу этого района.

Открою вам небольшой секрет, известный лишь старожилам: в расположенном в доме под номером 86 заведении Chamley's во времена сухого закона тайно, из-под полы, торговали спиртным. Подобные места называли «спикизи» (speakeasy) Сейчас это нечто среднее между закусочной, пивной и баром, но при этом «Чамли» сохранил таинственную, загадочную, приправленную опасностью атмосферу былых лет.

Здесь подают чудесное пиво, вкусную и ошеломляюще дешевую еду. Если вы окажетесь в Гринич Вилидж вечером, постарайтесь переступить порог «Чамли» до девяти, чтобы заполучить один из выдержавших испытание временем, тяжелых дубовых столов. Сейчас вам здесь ничего не угрожает. Все совершенно законно. Наслаждайтесь.