В предстоящем году коммунистический Китай совершит самую упорядоченную передачу власти за 50 с лишним лет своей истории. Между тем, остается неясным, кто на самом деле будет руководить этой самой населенной страной мира.
Китайское руководство произвело перемены в своем составе в ноябре, на съезде КПК, который проводится каждые пять лет. Шестеро самых влиятельных политиков, включая председателя КНР Цзян Цзэминя, председателя Всекитайского собрания народных представителей Ли Пена и председателя Государственного совета Чжу Жунцзи, официально ушли со своих партийных постов. Новым Генеральным секретарем КПК был назначен шестидесятилетний вице-председатель КНР Ху Цзиньтао, что сделало его наиболее вероятным преемником Цзян Цзэминя на посту председателя КНР. Ху и восемь других политиков вошли в Постоянный комитет политбюро - высший орган власти в Китае. Кроме того, половина из трехсот пятидесяти членов Центрального комитета КПК была заменена более молодыми кадрами. Закрывая 16 съезд КПК, семидесятишестилетний Цзян Цзэминь заявил, что китайское руководство произвело успешное обновление своих рядов.
Многие обозреватели, тем не менее, сомневаются в том, насколько реальными будут все эти кадровые перемены. Один из таких экспертов - профессор Кеннет Либертол из Мичиганского университета: Передача власти была упорядоченной и сравнительно своевременной, но остается неясным, будет ли она полной. Судя по некоторым признакам - скорее всего нет».
Либертол считает, что Цзян Цзэминь сохранит свое влияние, так как останется председателем Центральной военной комиссии и сможет продвигать своих союзников на самые ответственные партийные посты.
После ноябрьского съезда КПК китайские газеты помещают имя нового генсека Ху Цзиньтао на втором месте после имени Цзян Цзэминя, которому, к тому же, уделяется большое внимание в вечерних выпусках государственного телевидения. Все это создает впечатление, что Цзян Цзэминь остается у кормила власти. И это не удивительно, поскольку он продолжает занимать пост председателя КНР. Ху Цзиньтао, как полагают, получит этот пост в марте во время ежегодного съезда Всекитайского собрания народных представителей. В результате новый генеральный секретарь КПК должен будет еще некоторое время уступать пальму первенства старшему товарищу, Цзян Цзэминю.
По мнению Эвона Медериоса, эксперта по китайским делам в вашингтонском мозговом тресте «Рэнд корпорейшн», Ху Цзиньтао сможет выступить с существенно новыми инициативами не ранее, чем через три-пять лет: «Смелые реформы начнутся в Китае еще очень не скоро, потому что у власти остается немало союзников Цзян Цзэминя, а также потому, что в стране все еще осуществляются многие из его начинаний».
Некоторые обозреватели считают даже, что Ху Цзиньтао может не продержаться у власти те пять лет, которые остаются до следующего партийного съезда. Дело в том, что у него есть мощный соперник, Цзэн Цинхун, занимающий пятое место в партийной иерархии.
Шестидесятитрехлетний Цзэн Цинхун долгое время является ближайшим советником Цзян Цзэминя. Они вместе работали в партийном руководстве Шанхая. В 89 году, когда после разгрома демонстраций на площади Тяньаньмынь Цзян Цзэминь был назначен Генеральным секретарем КПК, он перевел Цзэн Цинхуна в Пекин. Цзэн Цинхун ведает текущими делами компартии и недавно сменил Ху Цзиньтао на посту главы Центральной партийной школы, которая считается влиятельным мозговым центром и кузницей высших партийных кадров.
Ричард Баум, специалист по Китаю в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, считает, что со временем Цзэн Цинхун может затмить и Ху Цзиньтао, и ушедшего в отставку Цзян Цзэминя: «Цзян Цзэминь не сможет полностью контролировать ситуацию в течение длительного времени. Между тем Цзэн Цинхун ясно показал, что он достаточно независим - или способен стать независимым политиком в будущем. Он явно умен и талантлив».
По словам Ричарда Баума, Ху Цзиньтао, в отличие от Цзэн Цинхуна, больше заботился о том, чтобы не выделяться, и не проявил талант независимого лидера. Баум считает, что если между ними начнется борьба за власть, победа, скорее всего, достанется Цзэн Цинхуну.
Но кто бы ни стал в конце концов верховным лидером Китая, в ближайшие пять-десять лет китайская компартия подвергнется суровому испытанию, как считает эксперт по китайским делам в Мичиганском университете Роберт Либертол: «Китайскому руководству нужна политическая система, при которой может происходить быстрый рост экономики. В то же время, оно хочет решить ряд труднейших проблем и при этом сохранить однопартийную систему. Сочетать все это - очень не просто».
Китайские лидеры имеют дело со все более усложняющимся обществом. Нарастают волнения среди миллионов рабочих, уволенных из хиреющих государственных предприятий. Болезненные социальные и экономические перемены принесло вступление Китая во Всемирную торговую организацию. Чтобы справиться с этими трудностями, коммунистическая партия, как подчеркивают обозреватели, должна устранить любые признаки нестабильности и выступить единым фронтом.