В понедельник начался официальный визит в Соединенные Штаты президента республики Таджикистан Эмомали Рахмонова.
Первой в расписании визита стояла встреча с президентом Бушем. Она носила исключительно частный характер - журналисты на нее допущены не были и пресс-конференции по ее окончании не последовало. Но журналистам все же удалось задать Эмомали Рахмонову пару вопросов. Он сказал, что президент Буш поблагодарил Таджикистан за сотрудничество в войне с терроризмом, и обещал, что его страна будет и впредь плечом к плечу с Соединенными Штатами сражаться с международным терроризмом до победного конца.
Президент Таджикистана выразил полную поддержку резолюции Совета безопасности за номером 1401, требующей разоружения Ирака, и заявил о готовности поддержать США в случае военных действий против Саддама Хуссейна. В понедельник Рахмонов встречался с вице-президентом Чейни и государственным секретарем США Пауэллом. Основные темы переговоров - это совместная борьба с терроризмом, пресечение наркотрафика и проблемы экономического возрождения Таджикистана.
Эмомали Рахмонов постарается непременно добиться экономической помощи, даже если за это придется заплатить американским военным присутствием на таджикской территории. Экономика властно диктует, какие приоритеты выбирать.
Для молодой среднеазиатской республики этот визит таджикского лидера в США - событие эпохального значения. За десять лет правления Эмомали Рахмонова его ни разу не принимали в Вашингтоне. Причина проста: в этой стране гражданский конфликт решался вооруженными методами. Кланово-территориальные противоречия региональных элит выплеснулись в вооруженный конфликт между пророссийской группой Рахмонова и так называемой «демоисламистской» оппозицией. Растерзанный в начале девяностых годов гражданской войной Таджикистан лишь в 96 году начал залечивать раны кровавой междоусобицы. Хрупкий мир во многом обеспечивался присутствием Двести первой российской мотострелковой дивизии.
В стране фактически установился российский протекторат. Экономика остается на грани коллапса. Таджикистану позарез нужны кредиты. Защищающая свое «южное подбрюшье» Россия, возможно, и рада была бы помочь таджикам, однако не в состоянии это сделать по экономическим причинам.
Обстановка в Таджикистане остается нестабильной. Бывший оппозиционер, а ныне член властной коалиции, глава партии исламского возрождения Саид Абдулло Нури заявил недавно, что в стране возможна новая вспышка гражданской войны. Среди потенциальных угроз Нури называет боевиков Исламского движения Узбекистана, набирающих силу радикалов из партии «Хизбут Тахрир», и оперирующие в регионе отряды популярного в народе пророссийского командира-мятежника Махмуда Худойбердыева. В свое время военные отряды Худойбердыева помогли Рахмонову консолидировать власть. Но не пожелавший мириться с коррупцией в Таджикистане Махмуд Худойбердыев, как мятежный Робин Гуд, выступил позже и против самого Эмомали Рахмонова. В конце концов, Рахмонову удалось выдавить из страны непокорного полковника. Ему на время дал убежище Узбекистан, благо у Худойбердыева отец таджик, а мать узбечка. Теперь в Душанбе поговаривают, что командир-спецназовец может вернуться вновь, дабы попытаться навести силой порядок в Таджикистане и избавить страну от коррумпированного режима. Словом, у Рахмонова немало поводов для беспокойства, и есть чем поделиться с американским руководством.
Ныне появляется все больше свидетельств того, что Таджикистан под руководством Рахмонова дрейфует в сторону Запада и желал бы сменить покровителей. По свидетельству таджикского журналиста Дододжона Атовуллоева, штаб 201 дивизии перенесен на окраину Душанбе и российским военным постоянно на протяжении минувшего года повышали арендную плату за расквартирование на территории горной республики.
Может теперь от афганского наркотрафика и от вооруженных мятежников Рахмонову будут помогать американские зеленые береты? Не все принято говорить во всеуслышание после переговоров. Но ответ на этот вопрос мы узнаем очень скоро.