Президент Буш обнародовал новую национальную стратегию внутренней безопасности США, предусматривающую нанесение превентивных ударов по террористам и преступным государствам, которые обзаводятся оружием массового поражения. Об этой стратегии Как сторонники, так и противники этой доктрины утверждают, что она предполагает принципиальные перемены во внешней политике Соединенных Штатов.
В течение десятилетий «холодной войны» основой американской стратегии была политика сдерживания, предусматривающая взаимное уничтожение в случае ядерного нападения на Соединенные Штаты. После развала Советского Союза и прошлогодних терактов в Соединенных Штатах президент Буш пришел к убеждению, что Америка уже не может позволить себе лишь ответные реакции на действия правительств и террористов, использующих оружие массового поражения против американских граждан: «Войну с терроризмом нельзя выиграть только оборонительными средствами, - заявил президент. - Мы обязаны воевать с этим врагом, срывая его планы и ликвидируя угрозу еще до того, как она будет реализована».
Противники превентивных военных действий доказывают, что намеченные перемены в американской стратегии приведут к нарушению международных правовых норм и могут спровоцировать ответный удар. По мнению профессора международного права из университета штата Огайо Мэри-Эллен О’Коннелл, предлагаемая президентом Бушем новая доктрина превентивных ударов приведет к нарушению Соединенными Штатами Устава Организации объединенных наций.
«Превентивное использование в одностороннем порядке крупных воинских контингентов нарушает основы международного права, - говорит профессор О’Коннелл. - Соединенные Штаты, исходя из соображений обеспечения национальной безопасности и защиты национальной самобытности, всегда выступали против законности превентивного использования силы. И все эти соображения, на которых основываются возражения Соединенных Штатов относительно превентивного использования военной силы, не изменились и после терактов 11 сентября».
Однако профессор международного права из университета Джонса-Хопкинса Рут Уэджвуд придерживается иной позиции. Она считает, что ввиду особой природы терроризма необходимо признать законным превентивное использование военной силы, поскольку террористы вполне могут применить оружие массового поражения: «Теракты 11 сентября послужили доказательством правильности того, что мы всегда предполагали, а именно - что какое-нибудь государство и просто организация может нанести по нам внезапный односторонний удар. Если удар будет нанесен оружием массового поражения, последствия могут оказаться катастрофическими».
Некоторые специалисты считают, что политика превентивных действий может создать военный кризис, который приведет к быстрой эскалации насилия в отношениях враждующих сторон и в результате - к использованию оружия массового поражения. Так правовед Мэри-Эллен О’Коннелл замечает, что если Соединенные Штаты создадут прецедент превентивного использования военной силы, другие страны, основываясь на этом прецеденте и на той же доктрине, сочтут себя вправе предпринимать агрессивные действия против враждебных им государств: «Можно предположить, что прецедент, устанавливающий право на превентивное использование военной силы, сделает ситуацию в мире более опасной, чем сейчас. Мировые лидеры, основываясь на своих опасениях, получат возможность - без всяких объективных оснований - действовать по своему усмотрению, что означает, что их уже не будут сдерживать никакие правовые нормы».
Профессор Рут Уэджвуд, хотя и придерживается противоположного мнения, но вносит в идею превентивного использования военной силы одну оговорку, которая заключается в том, что превентивный удар можно наносить лишь по объекту, еще не обладающему ядерным оружием. В качестве доказательства необходимости превентивных ударов по государствам или организациям, стремящимся к обладанию оружием массового поражения, Рут Уеджвуд ссылается на Северную Корею, которая недавно призналась в наличии у нее ядерной программы: «Пхеньян показал нам, что защищаться надо превентивно. Нельзя ждать, пока враг вооружится, а потом жалеть о том, что не было превентивной обороны. Но когда у врага есть ядерная бомба, тогда уже - другое дело. Тогда остается жить под угрозой того, что он эту бомбу может применить».
В рамках стратегии превентивного удара Пентагон, как сообщают, разрабатывает планы так называемых «неожиданных вылазок», применяемых наряду с ударами с воздуха. Планы предусматривают использование, помимо отрядов десантников, таких технических средств вооруженных сил как, например, разведывательные самолеты «стелт» и подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами.
По словам министра обороны Соединенных Штатов Доналда Рамсфелда, Америка уже не может бездействовать, ожидая момента, когда в ее распоряжении окажутся неоспоримые доказательства намерения террористов или каких-то враждебных стран нанести по ней удар химическим, биологическим или ядерным оружием.