Будет ли сражаться иракская армия? - 2002-10-19

Упорное нежелание Ирака предоставить инспекторам ООН неограниченный доступ на подлежащие проверке объекты может привести к тому, что коалиция стран во главе с США прибегнет к военной силе. Готова ли иракская армия к отражению удара? «Голос Америки» задал этот вопрос трем специалистам.

Томас Макинерни - генерал-лейтенант в отставке, бывший заместитель начальника штаба американских военно-воздушных сил. По его мнению, если в Ираке начнется война, Саддам Хусейн не сможет целиком положиться на своих солдат: «Не исключено, что свои же военные его убьют. На его совести два миллиона убитых иракских граждан, - говорит Макинерни. - Четырнадцатого февраля Саддам казнил десять генералов, главным из которых был генерал-полковник Республиканской гвардии. Первого июня Саддам арестовал 85 офицеров. Он не арестовывает лейтенантов и капитанов... Я считаю, что армия испытывает лояльности по отношению к Саддаму Хусейну.

Между тем генерал-лейтенант в отставке Эдвард Аткесон, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, полагает, что иракские вооруженные силы все еще представляют угрозу. «Конечно, нынешние вооруженные силы Ирака - лишь тень той армии, что воевала в 1991 году, - признает он, - но они включают Республиканскую гвардию численностью около ста тысяч человек. Это знающие, хорошо образованные, хорошо обученные и высоко мотивированные люди. Они, конечно, не дотягивают до уровня войск СС, служивших Гитлеру, но призваны играть аналогичную роль. Если солдаты регулярной армии не окажут должного сопротивления на поле боя, республиканские гвардейцы тут же, как говорится, перевешают их на фонарных столбах...».

По мнению третьего эксперта, заместителя директора программы по нераспространению оружия массового поражения при Фонде Карнеги Джона Вулфстола, у солдат иракской регулярной армии не будет иного выбора, кроме как сражаться, - как это было в 1991 году. «Во время войны в Персидском заливе, - напоминает Вулфстол, - регулярные части, размещенные в пустыне, приняли на себя первый удар и гибли под бомбами союзников, но они все же сражались там, где могли, потому что впереди были враги, а сзади - штыки (республиканских гвардейцев)...».

В отличие от войны 1991 года, считает Томас Макинерни, новая кампания принесет освобождение иракскому народу и иракской армии: «Мы хотим, чтобы Ирак превратился в демократическую страну, творческую страну. Народ Ирака талантлив. Мы не хотим уничтожать иракскую армию, хотя и могли бы это сделать. Мы хотим, чтобы в будущем эта армия стала опорой стабильности».

Если дело дойдет до войны, под прицелом окажутся режим Саддама Хусейна и оружие массового поражения, но не гражданское население Ирака.