Гроздья гнева. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Стивен Ли Майерс прислал репортаж из Пскова о конфликте вокруг новой недостроенной католической церкви в этом старинном русском городе. Начавшееся два года назад ее строительство в апреле было приостановлено - местные власти обнаружили в планах постройки нарушения строительных норм. Но это только внешняя сторона дела. Фактически же стройка была заморожена после вмешательства Русской православной церкви. За месяц перед тем псковский архиепископ Евсевий обратился с протестами к местному начальству и президенту Владимиру Путину и обвинил римско-католическую церковь в «агрессивной» и «экспансионистской» политике в России.
«В межконфессиональном конфликте в Пскове, как в зеркале, отразился все более углубляющийся раскол между католицизмом и православием, - пишет корреспондент. Больше того, он ставит на повестку дня вопрос о пределах свободы вероисповедания в путинской России. Постсоветская российская конституция гарантирует свободу совести, и сам президент Путин недавно на всемирном съезде татар в Казани очень убедительно говорил об огромной роли религии в нынешнем российском обществе. Однако представители российских религиозных меньшинств - католики, протестанты и мусульмане - утверждают, что государственные чиновники сознательно препятствуют распространению их веры по наущению Русской православной церкви».
«В России насчитывается около 600 тысяч католиков, и на них эта тенденция отразилась особенно заметно, - пишет далее газета. - По ним сильно ударило решение Ватикана преобразовать апостольские представительства в четырех российских городах в католические приходы. Это решение разгневало Русскую православную церковь, которая истолковала его как вторжение на свою исконную территорию. Последовали взаимные обвинения, присланным из-за границы католическим священникам начали отказывать в российских визах. Жертвой религиозной междоусобицы стал и новый католический храм в Пскове, равно как и надежды Папы Иоанна-Павла Второго на историческое примирение католической и православной Церквей».
«Ситуация не из приятных, поскольку российские власти нащупали нашу ахиллесову пяту, - цитирует корреспондент представителя римско-католической церкви в Москве Виктора Круля. - Они могут лишить нас священнослужителей, в большинстве своем иностранных граждан, отклоняя их ходатайства о выдаче виз без объяснения причин».
Лафа для потребителей. «Крупнейшие западные компании с удовлетворением констатируют, что Россия переживает потребительский бум», - пишет сотрудник московского бюро журнала «Бизнес уик» Кэтрин Бэлтон. Заголовок ее статьи гласит: «Гиганты западного потребительского бизнеса воспылали любовью к России».
«Прошло всего четыре года после дефолта, в один день поглотившего сбережения россиян. Сегодня процесс восстановления российской экономики перерос в потребительский бум, - пишет автор. - Все это время потребительский спрос неуклонно возрастал и за последние два года достиг рекордной цифры - 42%. В силу этого для многих многонациональных компаний, занимающихся производством товаров массового потребления, российский рынок занял первое место в мировом масштабе - в том числе для таких как «Ошан», «Проктор энд Гэмбл» и «Икеа». Объем продаж их продукции в России, начиная с пива и кончая косметикой, неуклонно расширяется».
«Это довольно удивительно, - пишет автор статьи, - особенно если учесть, что по официальной статистике средняя заработная плата россиян составляет в пересчете около ста сорока четырех долларов в месяц. Надо, однако, помнить, что основные статьи расходов российской семьи - питание и предметы первой необходимости. Россиянам не приходится беспокоиться о выплатах ипотеки за жилье».
«Долго ли продлится потребительский бум, предсказать трудно. Тень дефолта 1998 года все еще витает над российской экономикой. Тем не менее многие экономисты уверены, что «взлеты и падения», характерные для 90-х годов, больше не повторятся. До тех пор, пока президент Путин будет вести Россию последовательным курсом, потенциал расширения потребительского рынка будет достаточно высок», - отмечает в заключение корреспондент «Бизнес уик».
Шеварднадзе в осаде. Корреспондент «Вашингтон пост» Питер Бейкер побывал в Тбилиси и прислал оттуда статью о сложной политической обстановке в Грузии. «Оппозиция президенту Шеварднадзе усиливается, бывшие союзники расстаются с ним», - констатирует он.
«Писать политический некролог Шеварднадзе пока что преждевременно: до истечения срока его президентских полномочий остается еще три года, - говорится в статье. - Шеварднадзе продемонстрировал умение выходить из самых сложных политических передряг еще с тех пор, когда он был советским министром иностранных дел при Михаиле Горбачеве. Но даже сторонники грузинского президента признают, что внутриполитическая ситуация складывается для него все более и более неблагоприятно. В его партии «Гражданский союз» произошел раскол, на сторону оппозиции переметнулись некоторые из самых видных его сторонников».
В то же время, отмечает автор статьи, конфронтация с Россией из-за конфликтной ситуации в Панкисском ущелье помогла Шеварднадзе временно сплотить грузин вокруг себя.
Обзор подготовил Лио Стерн.