«Большинство людей, с которыми мне довелось встречаться в США, очень помогали мне» - 2002-08-01

Доктор Святослав Олегович Балякин - действительный член американской Академии фармацевтических врачей и членом Лондонского королевского медицинского общества. В первой части нашей беседы Святослав Олегович рассказывал о причинах, побудивших его уехать из Советского Союза примерно за год до его распада. После нескольких месяцев в Европе семье Балякиных дали разрешение на въезд в Соединенные Штаты на правах беженцев. Как начиналась жизнь новых иммигрантов в новой стране?

С.Б.: Мы приехали в Соединенные Штаты 4 мая 1990 года. Нас направили в Вермонт. Ещё будучи в Риме, я спросил у американского консула в Риме: «Почему именно Вермонт?» Он сказал, что, насколько им известно, в Вермонте очень хорошие школьные программы для детей-инвалидов. Наша старшая девочка нездорова, и поэтому для неё требовалась специальная программа.

Первое время после приезда в Вермонт нам помогало очень много людей. Я начал работать лаборантом в госпитале. Жена оставалась дома и смотрела за детьми. Они пошли в школу. Программа, которая была разработана для нашей больной девочки, была совершенно потрясающая. А через года три, когда мы уже освоились и подучили язык, я стал искать новую работу и лучшие возможности.

Нашел место в исследовательской компании в Бостоне. Затем пару лет я работал в Чикаго в фармацевтической компании и продвигался по служебной лестнице. Дорос до должности директора медицинского отдела фармацевтической компании в штате Техас.

Два года назад я переехал в Калифорнию, где работаю медицинским директором компании «Parexel International Corp.». Эта компания проводит испытания новых медицинских препаратов для последующего одобрения федеральной Администрацией по контролю за продуктами питания и лекарствами. Эта работа занимает у меня буквально 24 часа в сутки, потому что звонят со всего мира. Бывает, раздается звонок в 3 часа ночи, скажем, из Австралии, где у них ещё рабочий день.

Но эта работа приносит мне большое удовлетворение. Я могу применить мои старые медицинские знания - и в то же время приходится многое учить, работать с исследователями не только по всей стране, но и по всему миру, потому что в течение ряда лет у меня были центры в Европе, в Израиле, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Мне приходилось очень много ездить и выступать с докладами в Париже, Лондоне, Риме, Германии, Швейцарии.

Л.Ф.: А есть ли у вас отделение в Москве?

С.Б.: У нашей компании есть отделения во многих странах. Есть отделение и в Москве, где работает много врачей и технического персонала. Есть также небольшое отделение в Санкт-Петербурге. Так что наша компания, которая занимается проведением клинических испытаний многих лекарственных препаратов, делает это и в России, причем весьма успешно и эффективно.

Я бываю в Европе и в России довольно часто, и не только по работе. Навещаю моих родителей и друзей в Москве и Владивостоке.

Л.Ф.: В 1998 году вы ездили повидаться с родителями и вас во Владивостоке арестовали. Почему?

С.Б.: История довольно уникальная. Я летел беспосадочным рейсом из Москвы во Владивосток. Самолет приземлился в аэропорту, в самолет вошли пограничники. Всех пассажиров, кроме меня, согнали, извините, как стадо баранов в хвост самолета и выгнали через заднюю дверь. Меня изолировали и спустили через переднюю дверь. Взяли под белы руки и отвели куда-то в подземелье. Там мне стали объяснять, что я нарушил какие-то их правила передвижения по России. Какие - я так и не понял.

Девушка, которая меня допрашивала, оказалась тем не менее доброжелательно настроенной, потому что мужчина, который меня арестовал, хотел, чтобы она на меня штраф наложила и что-то ещё, а она меня стала спрашивать, как живут люди в Америке. Она успокаивала меня: мол, не волнуйтесь, подпишите какие-то бумажки. Но меня продержали довольно долгое время, и это было очень, очень неприятно. Моя мама просто умирала от страха, пока меня не выпускали.

Л.Ф.: Из нашей беседы я могу сделать вывод, что вы в Америке как дома. А всё ли вам в Америке нравится?

С.Б.: Вы знаете, я задумывался над этим вопросом. За двенадцать лет, проведенных в Америке, я пришел к совершенно твердому и искреннему заключению, что Соединенные Штаты - это действительно великая страна. Самая лучшая страна в мире. Да, здесь есть всё - и самое хорошее и плохое. Нужно только работать как можно больше, чтобы достичь чего-то, найти свою нишу в этом обществе и уметь пользоваться преимуществами, которые даёт тебе эта замечательная страна, и избегать негативных вещей.

Люди в мире ведь везде одинаковые, везде есть и жадность, и зависть. Такова уж зачастую человеческая природа. Но большинство людей, с которыми мне довелось встречаться в Соединенных Штатах, очень-очень помогали мне. У меня до сих пор подступают слезы к глазам, когда я вспоминаю тех, кто мне помогал. Я говорю это совершенно искренне, без всякого лицемерия и ханжества - мне это ни к чему.

Могу сказать, что это великая, самая лучшая страна в мире, построенная для человека, а не против него. Ничего лучшего человечество пока не придумало.

Фотопортрет С. О. Балякина работы фотохудожника Сергея Козлова (Владивосток)