В нью-йоркском музее Фрика экспонируется выставка под названием «Грёз-рисовальщик». Это первая в Америке выставка, посвященная рисункам Жана-Батиста Грёза. Она - не только гимн незаурядному художнику, но и повесть о его жизни с момента приезда в Париж и до самой смерти. Для слушателей в России эта выставка интересна тем, что имя Грёза было широко известно российским коллекционерам, начиная с императрицы Екатерины Второй.
В биографии Грёза вроде бы нет ничего особенного. Родился в 1725 году в городе Турню в Бургундии. В двадцатипятилетнем возрасте приехал в Париж, через 5 лет был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры на правах ассоциированного члена и тогда же впервые выставил свои работы на ежегодной парижской выставке.
Популярность Грёзу принесли его картины на жанровые темы, где художник пытался отразить современные идеи устройства общества, образования и политики. О Грёзе заговорил весь Париж, ему пророчили большое будущее. К этому времени он женился на прелестной Анне-Габриэль Бабути, которую считал образцом совершенной красоты.
Но всё закончилось быстро и неожиданно, когда в газете была напечатана разгромная рецензия на его картины на возвышенные темы. Гордый и самолюбивый, Грёз выходит из состава Академии и возвращается к жанровой живописи, с которой начинал свою карьеру.
О Жане-Батисте Грёзе, возможно, никогда бы не вспомнили, если бы не статья Луи Реа, специалиста по французско-российским отношениям, который в 1920 году напечатал в парижском журнале статью под названием «Грёз и Россия». В статье говорилось, что Санкт-Петербург располагает большой коллекцией работ мастера из Турню и что по качеству и важности она уступает только парижской.
Известно, что в конце XVIII - начале XIX столетий Грёз был одним из самых популярных французских художников в России. Императрица Екатерина Вторая, заложившая основу Эрмитажа, была высокого мнения о Грёзе. В 1776 году при содействии князя Дмитрия Алексеевича Голицына, в то время посланника императорского двора в Париже, она приобрела картину «Паралитик» - одну из самых известных работ Грёза.
Император Павел, сын Екатерины Второй, унаследовал от матери любовь к Грёзу. Ещё будучи наследником престола, Павел с женой, путешествуя по Европе, посетил студию Грёза и заказал у него картину «Вдова и её священник», а также купил у художника серию рисунков. Покупали у Грёза картины и заказывали портреты - свои и домочадцев - такие российские государственные деятели, как Никита Демидов, Александр Строганов, Андрей Петрович Шувалов, князь Николай Юсупов и другие. К числу почитателей Грёза можно также отнести и Модеста Ильича Чайковского, брата великого композитора. Даже Тургенев, который почему-то недолюбливал Грёза как человека приобрел одну из его работ.
В 1758 году Иван Иванович Шувалов, первый президент императорской Академии изящных искусств, подарил Академии сто картин, среди них «Девочка с куклой» Грёза. В 1769 году другой президент Академии - Иван Иванович Бецкой - передал Академии огромную коллекцию произведений живописи, среди них более двухсот рисунков Грёза.
На протяжении многих лет рисунки Грёза хранились в Императорской Академии и никому не были известны за пределами её стен. Первый полный каталог рисунков Грёза в России был напечатан французскими искусствоведами в Париже.
В 1924 году рисунки Грёза были переданы в Эрмитаж. Из всей коллекции в Эрмитаже осталось всего 123 рисунка, остальные оказались в музеях Москвы, Краснодара, Еревана и других городов, часть была продана с аукциона. В настоящее время в Эрмитаже 125 рисунков Грёза, 123 из них - из коллекции Бецкого. Вплоть до 1960 года рисунки Грёза из коллекции Эрмитажа редко выставлялись и никогда не показывались заграницей.
Выставка «Грёз-рисовальшик» в музее Фрика в Нью-Йорке - первая ретроспективная выставка рисунков Жана-Батиста Грёза в Америке. На ней представлено 70 рисунков, в том числе двенадцать из Эрмитажа, остальные - из парижского Лувра, венского музея Альбертины и других ведущих европейских и американских музеев.
Инициатор выставки - большой поклонник Грёза, куратор нью-йоркского музея Фрика Эдгар Манхалл. На мой вопрос, когда он впервые познакомился с работами Грёза, Манхалл ответил: «В 1960 году я поехал в город, который тогда назывался Ленинград, чтобы посмотреть коллекцию рисунков Грёза. В 1999 году я опять поехал туда, чтобы снова их увидеть и договориться с кураторами Эрмитажа о займе, на основе которого можно было бы привезти рисунки Грёза для выставки в нашем музее. Это очень, очень известная коллекция рисунков Грёза».
Я поинтересовался, с кем из работников Эрмитажа он вел переговоры. «Мне помогали три человека, - ответил Эдгар Манхалл. - В первую очередь - доктор Ирина Новосельская, главный куратор западно-европейского искусства, большой знаток творчества Грёза. Мне также содействовал Владимир Матвеев, замдиректора по выставкам. Окончательное одобрение на предоставление рисунков Грёза для выставки в нашем музее было получено от директора Эрмитажа Пиотровского».
Выставка продлится до 4 августа.