Минуло 27 лет, как окончилась война во Вьетнаме, но для многих американцев эмоциональная связь и со страной, и с тем конфликтом остается сильной. Американцы, посетившие Вьетнам в последнее время, привезли оттуда металлические жетоны с личными номерами погибших солдат, которые они собираются передать их родным.
В прошлом году Марта Роскэм, жительница пригорода Чикаго, приценивалась к товарам уличных торговцев в Хошимине, когда что-то привлекло ее внимание. Это была плетеная корзина, наполненнная старыми монетами. А сверху лежали именные жетоны.
Вернувшись вечером в отель, она рассказала мужу, что видела, как американские медальоны с личными номерами погибших солдат продаются вместе с безделушками. «Вид их на прилавках привел меня в сильное уныние, - вспоминает Марта Роскэм. - И тогда мой муж сказал: надо их все скупить. Они не должны продаваться как сувениры».
Девять лет назад Джим Сикс, газетчик из штата Нью-Джерси, испытал такое же чувство горечи, когда услышал от местного полицейского, собиравшегося во Вьетнам, что там номерные медальоны можно купить на улице, порой за бесценок. И Сикс дал ему сотню долларов с просьбой скупить как можно больше таких жетонов.
Марта Роскэм привезла из Вьетнама тридцать шесть жетонов. Приятель Джима Сикса - четыреста пятьдесят. Сам Джим рассчитывал отыскать имена их владельцев на стене Мемориала ветеранам вьетнамской войны в Вашингтоне: «Получив медальоны, я подумал, что, может быть, смогу сличить их со списком имен на этой стене и выяснить, кто из их владельцев жив, а кто мертв. Но когда я взглянул на эту груду, в которой было почти полтысячи медальонов, - я оцепенел».
И Джим, и Марта хотят вернуть медальоны семьям военнослужащих, которых нет в живых. Но порой им попадаются и живые владельцы утерянных жетонов. «Нам удалось отыскать парня, который там служил, - рассказывает Марта. - Большинство его боевых товарищей снимали жетоны перед тем, как отправиться ночью на задание: звяканье жетона могло их выдать. Иногда медальон клали в ботинок, но оттуда он мог выпасть».
Сын Марты Питер Роскэм - сенатор в штате Иллинойс. Мать передала ему медальоны в надежде, что он свяжется с теми, кто поможет отыскать их владельцев. По словам сенатора Роскэма, сейчас частный детектив проверяет буквы и цифры на медальонах и рассчитывает отыскать семьи по крайней мере нескольких военнослужащих.
Представители властей штата Нью-Джерси и федерального правительства помогли Джиму Сиксу разыскать сестру капрала морской пехоты, имя которого было на одном из медальонов. В прошлом году Джим летал в Техас на встречу с этой женщиной, чтобы вручить ей личный номер брата. «В ювелирном магазине я купил бархатный футляр, положил в него этот старый грязный жетон и передал женщине, сказав, что мне очень приятно это сделать для нее, - говорит Джим. - А она только плакала и не выпускала медальон из рук, даже внукам не давала взглянуть».
Следуя примеру двух флоридцев, собравших во Вьетнаме несколько сотен медальонов, Джим Сикс хочет открыть в Интернете веб-сайт со списком имен военнослужащих и их подразделений, указанных на хранящихся у него жетонах. Он надеется, что кто-то заметит знакомое имя и войдет с ним в контакт.
И Джиму, и Марте приходилось слышать, что некоторые торговцы во Вьетнаме продают поддельные медальоны. Однако оба они считают, что их медальоны - подлинные: «Если они фальшивые, то почему среди моих пятисот ни один номер не повторяется? - спрашивает Джим. - Нет, определенно мои медальоны настоящие».
Питер Роскэм знает, как нелегко разыскать владельцев медальонов или их семьи. Однако он убежден, что делать это надо. «Пускай это звучит немного напыщенно, - говорит сенатор, - но когда я держу в своих руках эти кусочки жести, я ощущаю груз самой истории. Глядя на них, я начинаю постигать, насколько богата история каждого отдельно взятого медальона».
Война против терроризма, развернутая после 11 сентября, считает Марта Роскэм, с новой силой показала, как важно воздать честь мужчинам и женщинам - служащим вооруженных сил Соединенных Штатов.