Новости Голливуда - 2002-05-24

Почти год назад я поехал в столицу США Вашингтон, куда меня в составе группы голливудских журналистов пригласила студия «Метро-Голдвин-Мейер» на презентацию картины «Говорящие с ветром» (Windtalkers) - нового фильма режиссера Джона Ву, автора «Невыполнимого задания-2».

Презентация была приурочена к вручению почетных правительственных наград группе американских индейцев из племени навахо, которые в годы Второй мировой войны добровольно вступили в ряды вооруженных сил США. Они использовались в боях с японцами в качестве связистов, говоривших в открытом боевом эфире с помощью специального кода, основанного на их языке, которым владеют сравнительно мало людей. Код этот так и не был разгадан японцами, что позволило сократить американские потери в ходе жестоких боев на Дальнем Востоке.

Мне довелось присутствовать на церемонии в здании Конгресса США, где президент США Джордж Буш вручил награды пожилым ветеранам-индейцам. Позже в Библиотеке Конгресса был прием в честь этого события, на котором реальные герои и члены их семей непринужденно общались с актерами и другими создателями картины.

Что касается самой презентации, то прессе были показаны 20 минут из фильма, который должен был вскоре выйти на экраны. Но не вышел, поскольку произошла трагедия 11 сентября в Нью-Йорке. Студия тогда решила, что не вполне уместно выпускать на экраны фильм, в котором так много крови и страданий.

А вот теперь пришло время для фильма. Он выходит на экран в несколько сокращенном виде. Первоначальная версия, длившаяся более трех часов, была значительно сокращена режиссером Ву. Но и в урезанном виде (в частности, была удалена показанная в Вашингтоне одна чисто пацифистская сцена, где после тяжелого боя американские солдаты рефлектируют над телами поверженных врагов), фильм представляется несколько затянутым.

Честно говоря, я ожидал большего от очередного творческого сотрудничества режиссера Джона Ву и актера Николаса Кейджа. Но последний, играя сержанта морской пехоты, назначенного охранять (а в случае опасности захвата японцами обязанного и убить) молодого индейца-навахо (Адам Бич), повторяет себя из других фильмов, иногда превращаясь в невольную пародию на... Николаса Кейджа.

Ву представляет персонаж Кейджа как несколько опоэтизированную мифическую фигуру, которую ни пуля, ни штык не берут. Герой Кейджа косит японцев сотнями из автомата, в котором никогда не кончаются патроны, бегает невредимый среди страшных взрывов...

Я понимаю, что режиссер Ву даже в своих гонконгских гангстерских фильмах, принесших ему мировую славу и контракты в Голливуде, склонен к поэзии, к художественному преувеличению. Но после того, как фильм Стивена Спилберга «Спасение рядового Райана» установил новый стандарт показа человека на войне, схореографированная и гипертрофированная война Ву оказывается проигранной. Как-то не веришь в то, что человек, пораженный пулей, может взлететь в воздух вместо того, чтобы рухнуть как куль.

Не хочу сказать, что фильм совсем не смотрится. В нем есть достойная уважения попытка создания военного эпоса, есть стремление показать сложные отношения людей на войне. Я не сомневаюсь в искренности Джона Ву, но она не может компенсировать отсутствие высокого искусства, которое здесь заменено приемлемым профессионализмом.

Признаюсь, что мне было куда интереснее в Вашингтоне общаться с живыми героями, чем с их бледными тенями на экране. А жаль.