Могут ли террористы обзавестись «грязной бомбой»? - 2002-04-25

Самый высокопоставленный из арестованных главарей «Аль-Кайды», тридцатилетний палестинец Абу Зубайдах, утверждает, что его террористическая организация в состоянии построить так называемую «грязную бомбу», способную заразить радиацией относительно большую территорию. Американские официальные лица, однако, не уверены, можно ли верить тому, что им сообщает Зубайдах. Он был задержан в марте в Пакистане и передан американским властям. Зубайдах сказал недавно, что террористы «Аль-Кайды» готовят нападение на банки в северо-восточном регионе Соединенных Штатов. Федеральное бюро расследований усилило охрану американских финансовых институтов. Тем более, что специалисты не видят ничего особо трудного в изготовлении «грязной бомбы».

Джозеф Сиринкионе, соавтор выходящий из печати книги об оружии массового поражения говорит, что к словам Абу Зубайды о способности террористов «Аль-Каиды» создать бомбу, вызывающую радиоактивное заражение, следует отнестить серьезно: «Грязная бомба» вполне соответствует и намерениям, и возможностям организации «Аль-Каида» и представляет собой следующий шаг в деятельности этих террористов. Они уже хорошо знают, как делать обычные взрывные устройства, а при изготовлении «грязной бомбы» им надо лишь добавить в обычное устройство радиоактивные материалы, которые они вполне могут либо купить, либо украсть».

Взрыв «грязной бомбы», конечно же, приведет к разрушениям и последующему радиационному заражению большой территории. И, как подчеркивает эксперт, в этом заключается идея создания «грязной бомбы». Представьте себе, что федеральное здание в Оклахома-Сити было взорвано не обычной, а «грязной бомбой». Или что взрыв был произведен грузовиком, начиненным одной-двумя тоннами взрывчатки. Да к тому же с радиоактивными материалами, скажем, кобальтом-шестьдесят, который обычно используется при радиотерапии раковых больных. Это сразу же парализует все спасательные операции, поскольку ни медики, ни полицейские, ни пожарные, ни прочие спасатели не смогут появиться на радиоактивной территории. И конечно же, раненные терактом подвергнутся радиоактивному заражению, да и все остальные, оказавшиеся в районе действия взрыва. А затем потребуются месяцы, если не годы, и миллионы долларов на ликвидацию последствий взрыва.

Но можно ли установить, откуда террористы получили радиоактивные материалы, когда взрывом создается радиоактивное заражение,? «Хотя и трудно, но вполне возможно, - отвечает Сиринкионе. - По тому, какие радиоактивные материалы были использованы, можно догадаться, откуда они поступили террористам. Это, конечно, в том случае, если мы заранее не знаем, что эти материалы украдены из такого-то определенного места».

Как пояснил далее соавтор книги об оружии массового поражения, пока не существует широкого «черного рынка» радиоактивных материалов, но поступали сообщения о заинтересованности в покупке радиоактивных материалов и о желании их продать. В середине девяностых годов германская полиция арестовала нескольких российских граждан, которые хотели продать радиоактивные материалы. А два года назад в Чешской Республике произошел аналогичный случай с тремя килограммами высокообогащенного урана, который пытались продать, и который был захвачен чешскими властями. «Вобщем пока нам, кажется, везло, и до сих пор радиоактивные материалы не попадали в руки террористов, - говорит Джозеф Сиринкионе. - Но наверняка мы этого не знаем. Что-то, может быть, к ним все-таки попало».

На вопрос о том, как происходит продажа радиоактивных материалов, эксперт пояснил, что некоторые продавцы обращаются за посредничеством к обычным мафиозным кругам, например - к русской мафии. А некоторые обращаются прямо к террористам - например, чеченским.