Одиннадцатого апреля произошел взрыв возле синагоги в Тунисе, которая пользуется широкой известностью среди евреев Северной Африки. Жертвами теракта стали три немецких туриста. Хотя расследование инцидента еще не закончено, журналистка Джорджиа Энн Гайер считает взрыв в Тунисе опасным симптомом того возмущения, которое охватило мусульман в связи с израильско-палестинским конфликтом. По ее словам, Тунис - умеренная арабская страна, терпимо относящаяся к различным религиям. «Поэтому факт нападения на синагогу, - пишет Гайер, - служит лишним сигналом для администрации президента Буша о необходимости обуздать насилие на Ближнем Востоке».
Джон Волл, сотрудник Центра мусульманско-христианского взаимопонимания при Джорджтаунском университете, считает, что Вашингтон нередко рассматривает ближневосточный конфликт изолированно, вне связи с реакцией на него мусульман в разных странах мира: Американские политики зачастую игнорируют проявления недовольства событиями на Ближнем Востоке, если оно не приводит к крупным демонстрациям протеста или вспышкам насилия. Между тем возмущение охватило значительную часть мусульманского мира».
Профессор Волл считает особенно тревожными антиамериканские демонстрации в такой сравнительно спокойной стране, как Бахрейн. «Это означает, - говорит он, - что общественное мнение в умеренных арабских странах поворачивается против Соединенных Штатов, и последствия такого поворота непредсказуемы».
«Можно ожидать значительного учащения случаев нападений на американцев, когда они оказываются в мусульманских странах, - продолжает Волл. - Что касается Бахрейна, то дело здесь не столько в угрозе расположенной там американской базе, сколько в том, что под угрозой окажется процесс демократизации этой страны, который собирался начать правитель Бахрейна».
Между тем Гэри Шмитт, исполнительный директор вашингтонской организации «Проект для нового века», советует не преувеличивать опасность протестов, присходящих в арабских странах: «Думаю, что мы придаем этой проблеме чрезмерное значение. В конечном счете, вряд ли арабские правительства пожертвуют своими интересами ради палестинцев. Хотя в краткосрочном плане осложнения будут: вспышки недовольства, критика позиции США по ближневосточной проблеме, и тому подобное...»
В недавней речи в Военном институте штата Вирджиния президент Буш подтвердил свою решимость принять меры против «оси зла», то есть таких стран, как Иран, Ирак и Северная Корея. Президент обвинил их в «безумных амбициях» и связях с террористическими организациями. Но, как считает бывший американский посол в Израиле Мартин Индык, гневная реакция в арабских странах на ближневосточный конфликт может помешать Соединенным Штатам в подготовке удара по Ираку.
«Недавнее совещание Лиги арабских государств поставило под вопрос переход ко второй фазе борьбы с терроризмом, - замечает Индык. - Объятие, которым наградил саудовский наследный принц Абдулла вице-президента Ирака - очень тревожный знак для нашей администрации, планирующей вторую фазу, так как, в отличие от операции в Афганистане, в войне с Ираком нам потребуется поддержка арабских стран».
Некоторые политики, однако, считают, что США могут продолжить войну с терроризмом и без этой поддержки. Говоря о путях обуздания насилия на Ближнем Востоке, генерал Уильям Одом подчеркнул, что Соединенным Штатам необходимо выработать последовательную стратегию в этом вопросе. Генерал ссылается на свой опыт работы в администрации президента Джимми Картера, который выработал четкую политику в отношении Ближнего Востока и убедил в ее правильности своих помощников: «Решив добиваться заключения кемпдейвидских соглашений, Картер пошел на большой риск. Его критиковали американские еврейские организации, а также нееврейские произраильские круги. Но он держался твердо и соглашения были подписаны. Так что президент Буш может, если захочет, сделать то же самое, но ему придется заплатить за это известную политическую цену внутри США».
Генерал Одом добавил, что еще более высокая цена потребуется в том случае, если США не будут придерживаться последовательной позиции по Ближнему Востоку.