Дебаты о создании системы противоракетной обороны - 2002-03-31

Президент Буш твердо намерен добиваться осуществления этого проекта. Американских законодателей беспокоит целесообразность расходов, связанных с ПРО.

Лучший способ получить представление о дебатах по ПРО - побывать на слушаниях в Конгрессе. Недавно в сенатском комитете по делам вооруженных сил выступил директор агентства противоракетной обороны генерал-лейтенант Рональд Кадиш, который сообщил, что на две тысячи третий финансовый год его ведомство запросило шесть миллиардов семьсот миллионов долларов - меньше чем в прошлом году.

Однако, законодателей пока волнует не финансовая, а техническая сторона дела. В частности, сенатор-демократ Джэк Рид добивался от генерала ответа на вопрос: будет ли система, которую создадут сегодня, пригодна для защиты от усовершенствованного оружия, которое может быть применено в будущем? Ответ Рональда Кадиша гласил: «Мы создаем систему, возможности которой будут постоянно расширяться с тем, чтобы адекватно противостоять вероятным опасностям. Но это не значит, что мы получим глобальную систему, которая защитит нас от всех мыслимых угроз».

Такой обмен репликами ярко иллюстрирует непонимание, связанное с планом создания системы ПРО. В сознании немалого числа американцев она выглядит абсолютно надежным средством, способным отразить любую опасность, исходящую от любого врага.

Подобные идеи активно обсуждались 20 лет назад, когда президент Рейган предложил проект «звездных войн», то есть системы космического базирования для перехвата советских ракет. Администрация Клинтона муссировала противоракетный план наземного базирования. Сейчас сотрудники президента Буша ведут речь о «многослойной» системе, включающей ракеты морского и наземного базирования, а также лазерное оружие, смонтированное на самолетах и спутниках.

Во многих отношениях новый план выглядит столь же спорно, как и давний проект «звездных войн». Но ситуация в мире за двадцать лет резко изменилась. Администрация Буша вынуждена считаться не только со случайным запуском баллистической ракеты из Китая или России, но и с вероятностью намеренного нападения стран «оси зла» - Ирака, Ирана и Северной Кореи. Они входят в список семи экстремистских государств, от которых, по мнению Пентагона, может исходить ядерная угроза.

После 11 сентября критики противоракетной обороны, похоже, приумолкли, поскольку общественное внимание сосредоточилось на защите от терроризма. Но сейчас дебаты возобновились. Противники противоракетной обороны стали говорить, что она потеряла свой смысл: как стало ясно 11 сентября, ядерный, химический или бактериологический удар по Соединенным Штатам вряд ли будет совершен с помощью ракет. А раз так, разумно ли тратить деньги на систему ПРО?

Администрация Буша, напротив, доказывает, что сентябрьские теракты подчернули уязвимость Соединенных Штатов и противоракетная оборона необходима для защиты не только американской территории, но и союзников во всем мире. На это оппоненты замечают, что осуществление системы осложнит процесс разоружения, и, кроме того, может побудить экстремистские государства поспешить с приобретением ядерного оружия и средств его доставки.

Законодатели заявили, что будут требовать от Пентагона полной информации обо всех аспектах проекта, прежде чем утверждать ассигнования на него. Беда в том, как отмечает директор проекта ПРО в вашингтонском Центре контроля над вооружениями Крис Мэдисон, что у администрации до сих пор нет четкого представления о технической осуществимости системы: «Мы не знаем, во что обойдется система, поскольку администрация не решила, какие компоненты должны быть развернуты. Так что размеры ассигнований на ПРО пока являют собой один большой знак вопроса».