Просвет в российской экономике. «Несмотря на сорокапроцентный спад в российской экономике в первые четыре года после распада СССР и на финансовый кризис 1998 года, который опустошил карманы несчетного количества трудящихся, экономисты и политики снова заговорили о перспективах развития российской экономики. Этому способствуют показатели солидного роста экономики России в течение последних трех лет», - пишет корреспондент газеты «Вашингтон таймс» Дэвид Сэндз.
«Чувство, что «жить стало лучше», дает президенту Путину свободу добиваться болезненных реформ и предоставляет ему политическое прикрытие для пересмотра внешней политики после террористических нападений 11 сентября, - говорится в статье. - Доходы от продажи нефти в 2000-2001 годах помогли нейтрализовать нестабильность, вызванную падением курса рубля. Теперь перед экономистами встает вопрос: сможет ли Россия продлить на годы успех, которого ей удалось добиться в краткосрочном плане?»
Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и автор исследований в области экономики России и других стран бывшего СССР в пост-советский период, считает, что Россия за время правления Путина добилась огромных успехов в проведении реформ и создании институтов, которые будут способствовать дальнейшему росту экономики, пишет Дэвид Сэндз. Однако сотрудник Всемирного Банка экономист Марсело Селовски, соавтор недавно опубликованного доклада о состоянии экономики России и других стран бывшего СССР с 1991 года, считает, что положительные данные об экономике России за последний период говорят о том, что это было временным явлением и только небольшая часть данных может свидетельствовать о перспективах в долгосрочном плане.
Буш-Путин - несовместимая стратегическая пара, считает обозреватель газеты «Вашингтон пост» Джим Хоугленд. Буш принял решение о выходе из Договора по ПРО, разместил американские войска в Центральной Азии на границе с Россией и не оставил сомнений в том, что будет настаивать на расширении состава НАТО. Тем не менее, как указывает обозреватель, это не вызвало серьезной реакции со стороны России.
Большим парадоксом в нынешней международной политике можно считать и то, что личные отношения между американским и российским президентами сегодня выглядят крепче, чем до событий 11 сентября, отмечает Хоугленд: в этот день президент Путин первым из всех мировых лидеров выразил президенту Бушу соболезнования по линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном, действующей с 1963 года для предотвращения случайной войны в кризисных ситуациях. Во время двух саммитов в США в ноябре и в телефонном разговоре Буша с Путиным за неделю до объявления 13 декабря о выходе США из Договора о ПРО Путин откровенно сказал своему американскому коллеге, что это было бы ошибкой, но что Москва не будет считать это трагедией и что это не положит конец их взаимоотношениям.
Теперь Путин встретил серьезные нарекания со стороны российских военных кругов и специалистов по выработке внешней политики, которые возражают против его примирительного подхода к вопросам о противоракетной обороне, Центральной Азии и расширению состава НАТО. Но - в отличие от Бориса Ельцина - Путин не считает свои действия ни сентиментальностью, ни порывом момента, отмечает автор. Бывший подполковник КГБ - расчетливый человек, который готов на время продемонстрировать слабость России. Он сидит на шее американской мощи, которая драматически и с большими затратами расширена на неизведанные уголки земного шара.
«Буш принимает решения подсознательно, в то время как Путин - человек рассудительный. Но каждый принимает другого таким, каков он есть - решительным, откровенным и упрямым в проведении своей политики. Это неплохие качества для стратегически несовместимых партнеров, которые должны сейчас действовать без промедления с целью сокращения и перестройки ядерных арсеналов, которые все еще могут в течение нескольких минут уничтожить человечество», - заключает свою статью обозреватель газеты «Вашингтон пост» Джим Хоугленд.
Новая биографическая книга «Путин: История жизни». О реакции россиян на эту книгу пишет московский корреспондент газеты «Лос-Анджелес таймс» Джон Данишевски. «Я никогда не читал ничего подобного ни о ком с того времени, когда нас в школе заставляли читать биографию Ленина», - сказал американскому корреспонденту россиянин лет тридцати с лишним, добавив, что нынешний президент России в новой книге «выглядит просто Богом».
«Биографии Путина и Ленина идентичны в том смысле, что они создают представление о человеке, лишенном каких-либо человеческих недостатков, который никогда ничего не боится и который поражает всех вокруг с самой колыбели», - сказал депутат думы Юрий Щекочихин. Автор биографии Путина Олег Блоцкий, профессиональный пропагандист и бывший военный журналист, пытается убедить читателей в том, что Путину было на роду написано стать вождем с юных лет, когда еще он жил в коммуналке в Ленинграде. Чеченские повстанцы и российские олигархи отмечают, что в детстве Путин часто ввязывался в драки и что его кулаки говорили сами за себя. Путин сам указывает, что в детстве был непослушным: «Я воспитывался на улице. Жить на улице было все равно, что жить в джунглях», - приводится в книге высказывание российского лидера.
«Биография Путина, написанная Блоцким, - первая биография загадочного лидера, и она читается подчас как пародия на пропаганду из другой эры. По крайней мере так о ней говорят критики, высказывая надежду, что это не признак предстоящего возврата к старым временам», пишет Джон Данишевски в рецензии на биографию Путина, опубликованной в газете «Лос-Анджелес таймс».
Обзор подготовил Люсьен Фикс.