Российские власти вновь обвиняют Бориса Березовского в снабжении деньгами чеченских сепаратистов. Я спросил старшего редактора журнала «Форбс» Павла Хлебникова, выпустившего книгу «Крестный отец Кремля: Борис Березовский и разграбление России» имеют ли высказанные представителем ФСБ Александром Здановичем обвинения в том, что Борис Березовский связан с чеченскими сепаратистами и снабжает их деньгами, какие-либо основания.
«Единственное, что я знаю, - ответил Хлебников, - это результат моих собственных исследований, который касается периода до осени 99 года, и там ясно выходят две вещи. Прежде всего, до первой чеченской войны 94 года Березовский - или, по крайней мере, его компания «Логоваз» - поддерживал тесные контакты с так называемой чеченской общиной в Москве. Это называется также чеченская мафия, то есть бандитские разные структуры, которые помогали ему или компании «Логоваз» в Москве в начале девяностых. А во-вторых, когда осенью девяносто шестого Березовский стал заместителем секретаря Совета безопасности, он в продолжении трех лет поддерживал очень тесные контакты именно с экстремистами в Чечне и был главным посредником передачи денежных средств экстремистским движениям в Чечне под видом освобождения заложников, на что очень разозлился в свое время Аслан Масхадов. И я помню, - продолжал Павел Хлебников, - когда я брал интервью у Масхадова в сентябре 99 года, то есть в самом начале последней войны в Чечне, и Масхадов говорил: «вот видите, вся эта война искусственно сделана, из-за того, что приезжают чиновники, олигархи из Москвы, в том числе именно Березовский, с огромными чемоданами денег и субсидируют все самые бандитские и фанатичные силы в Чечне. А с моим правительством, более уверенным правительством дела не имеют».
Но есть ли у Хлебникова другие доказательства этой деятельности Березовского кроме слов Масхадова?
«Да, я разными способами получил записи телефонных разговоров Березовского с Мовлади Удуговым. Я не знаю, кем они были сделаны, но здесь какой-то разговор, который идет ну в июне 99, очевидно. И там очень ясно идет торговля. Удугов просит полтора миллиона долларов. Березовский говорит: «Я вам этого никогда не обещал, я только могу сейчас дать двести штук, двести тысяч и так далее, и так далее… И, в общем, идет какая-то торговля».
Тогда я спросил редактора журнала «Форбс», который очень хорошо изучил этого человека и написал о нем большую книгу, для чего это было нужно Березовскому?
«Чечня являлась большим фактором, как и сегодня, большим фактором в Российской политике, - сказал Хлебников. - И Березовский никогда не упускал шанс иметь какие-то инструменты для влияния на российскую политику. Если у него были контакты и хорошие, налаженные отношения с разными экстремистами в Чечне, он знал, что в определенное время он может их как-то пустить на какой-то шаг, и это поможет ему. Ну просто лишнеее орудие в политических интригах в Москве».
Если ФСБ выполнит свою угрозу и начнет усилия, добиваясь экстрадиции Березовского, который сейчас находится в Лондоне, как отнесутся к этим усилиям России на Западе и, в частности, в Великобритании?
«Ну, пока что Великобритания показала, что она готова слушать и Березовского, и его помощников. В частности - бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвененко, который служил телохранителем Березовского в то же время, что был на службе в ФСБ, а сейчас перебежал в Великобританию и получил там политическое убежище. Из-за этого, я думаю, шансы, что они выдадут Березовского, даже если будет просьба через Интерпол, довольно маленькие на сегодняшний день».
В конце интервью я спросил Павла Хлебникова, в чем он видит главную причину того, что Российские власти закрыли «ТВ-6»? Что вероятнее здесь: желание избавится от независимого канала информации, или намерение ослабить влияние Березовского в России?
«Во-первых, нужно иметь в виду, что так же, как и с Гусинским, Березовский оставил себя открытым для возможного нажима со стороны властей, - ответил он. - То есть, он всегда был очень не эффективным менеджером и допустил очень простую ошибку в бухгалтерии, которая просто его открыла для законной ликвидации телевизионного канала. А потом, он оставил себя открытым в политическом смысле. Я лично верю, что телевидение, вообще средства массовой информации должны быть независимы от политики. То есть, они могут придерживаться какой-то определенной точки зрения на политику, но они не могут быть связаны с человеком, который одновременно продвигает политическую партию или выдвигает свои личные деловые интересы в других сферах. И это фатально скомпрометировало «ТВ-6». Закрытие «ТВ-6» и объявление, что будет аукцион на эту частоту, это не обязательно плохие новости для России. Я думаю, особенно в виду того, что «Газпром» будет продавать на аукционе «НТВ» тоже в ближайшие месяцы, что к лету мы получим совсем независимые телеканалы - по крайней мере два. Будет новый «ТВ-6», новый «НТВ», все - в частных руках, все - независимые от олигархов и от правительства и к тому же более сильные. Но там есть целая серия других частных телевизионных каналов национального уровня «СТС», «РНТВ» и так далее». Так что, редактор журнала «Форбс» Павел Хлебников настроен в этом отношении оптимистически.Он не видит здесь какой-то ужасной угрозы свободе слова в России. Напротив, это, по его мнению, хороший корректив. И на более трезвом и солидном фундаменте можно будет построить независимые средства массовой информации.