В Вашингтоне в научно-исследовательском фонде имени Карнеги в среду выступил лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. Его речь была посвящена задачам внутренней и внешней политики России, задачам, которые он сформулировал с точки зрения представителя своей партии, желающей видеть Россию просвещенной и либеральной, стоящей в одном ряду с цивилизованными государствами Запада.
«Демократическим реформам внутри страны, - сказал Явлинский, - может придать необходимый импульс курс на сближение с Западом, который президент Путин избрал после терактов одиннадцатого сентября. Развитие этого курса должно привести в Кремль новую команду, которая будет осуществлять и демократические преобразования внутри страны. Верстать «Нью-Йорк таймс» с командой, которая умеет набирать только «Советскую Россию», нельзя», - подчеркнул лидер партии «Яблоко».
«То, что Путин пойдет по пути сближения с Западом, не было неизбежным», - продолжал Явлинский, напомнив аудитории о тесных контактах Кремля с Кубой, Северной Кореей, Ираком и Ираном. Шансы на то, что Запад будет и далее поддерживать демократические реформы в России, выглядели тускло.
Курс, выбранный Путиным одиннадцатого сентября, как подчеркнул Григориий Явлинский, противоречил взглядам большей части политического истеблишмента России. Он присуствовал на совещании, на которое президент пригласил лидеров Думы и Совета Федерации - всего двадцать одного человека. Из них один ратовал за блокирование России с «Талибаном», двое предлагали безоговорочно примкнуть к антитеррористической коалиции, а восемнадцать ратовали за нейтралитет.
«Путин в выборе курса руководствовался не только тактическими соображениями, - говорил Явлинский. - Точнее даже будет сказать, что он отринул доводы тактиков, которые предлагали потребовать в обмен на сотрудничество с антитеррористической коалицией уступок Запада в плане инвестиций, кредитов и списания части внешнего долга России. Путин хочет перевести отношения с Западом на качественно иной уровень, уровень стратегического партнерства». Это значит, например, взаимодействие с Западом в нефтяном секторе, в котором Россия может играть роль противовеса ОПЕКу, это более сбалансированные отношения в трегоульнике Россия - США - Китай; это нераспространение оружия массового поражения и сдерживание государств-парий - Ирака, Ирана, Северной Кореи; это борьба с незаконным оборотом наркотиков и взаимная помощь в защите границ: со стороны России - помощь в защите границ Америки от угроз ядерного, биологического и химического терроризма, со стороны Америки - помощь в чисто физической защите рубежей России, имеющей протяженнейщие границы с исключительно нестабильными регионами, угрожающими безопасности не только России, но и всего мира. Стратегическое партнерство предполагает также признание России полноценной европейской и мировой державой и принятие ее во все международные политические, экономические и военные институты. Явлинский назвал и другие международные проблемы, которые, по его мнению, не могут быть решены без взаимодействия России и Запада: Балканы, палестино-израильский конфликт, кризис в Кашмире, потенциальные транснациональные экологические катастрофы. «Воплощать в жизнь стратегическое партнерство с Западом будут российские политики, которые кровно заинтересованы в либерализации самой России, в утверждении в ней хорошо известного свода идеологических ценностей - свободы слова, демократии, плюрализма, частной собственности, верховенства закона - которые единственно могут служить основой долгосрочного сотрудничества с Западом, не зависящего от конъюнктуры и кадровой черхарды. Если линия на стратегическое партнерство не получит развития, мир не исчезнет, исчезнет только очередной шанс на демократичское преобразование России», - этими словами лидер партии Яблоко Григорий Явлинский заключил свое выступление в научно-исследовательском фонде имени Карнеги.