Обзор печати от 27 января 2002 г. - 2002-01-27

Продолжение реформ - залог экономического роста. «Российская экономика продолжает расти, благодаря иностранным капиталовложениям и внутренним потребительским расходам, - пишут Джеймс Купер и Катлин Мэдиган в еженедельнике «Ньюсуик». - Но глобальная экономическая стагнация начинает влиять на объем промышленного производства и нефтяной экспорт России. Значит ли это, что падение цен на нефть приведет к резкому замедлению темпов роста? В определенной степени этот процесс уже начался. В 2000 году темпы роста экономики России составляли восемь и три десятых процента, в 2001 - почти пять процентов, в нынешнем, по оценкам Международного валютного фонда, они составят только три и шесть десятых процента».

Тем не менее, как отмечают авторы статьи, специалисты считают, что Россия может избежать экономического спада при условии осуществления реформ в ключевых областях народного хозяйства. И меры, уже принятые президентом Путиным для упорядочения корпоративного налогооблажения и банковской системы, вместе с частичной дерегуляцией деловой активности внушают иностранным инвесторам надежду на то, что процесс реформ будет продолжаться.

«России еще предстоит много сделать для создания юридической базы частной собственности, увеличения пенсионного фонда и реформирования судебной системы. Ей необходимо также избавиться от торговых барьеров. Все это, отнюдь, не просто. Но в случае успеха, Россия получит реальную возможность вступить во Всемирную торговую организацию уже в будущем году», - так завершают свою статью в еженедельнике «Ньюсуик» Джеймс Купер и Катлин Мэдиган.

Победители в нефтяной игре. Сотрудник Совета по международным отношениям, дипломат Ричард Батлер не спорит с тем, что экономический рост России в последние пару лет был обеспечен экспортом нефти. Но гораздо более важное значение, по его мнению, нефтяная политика имеет для развития принципиально новых отношений России с Западом. Этому вопросу посвящена его статья в газете «Нью-Йорк таймс».

Батлер считает, что президент Путин поступил правильно, решив определять цены на нефть, независимо от ОПЕК. Под его руководством Россия научилась также вести ответственные и честные переговоры с американскими нефтяными кампаниями и сотрудничать с производителями нефти в Центральной Азии на основе взаимовыгоды и уважения. В результате этой эволюции был построен нефтепровод, доставляющий нефть из Казахстана в Новороссийск и оттуда - на Запад. Помимо России и Казахстана в строительстве нефтепровода приняли участие несколько американских кампаний, а его главным клиентом является «Тенгизшевройл», половина которого принадлежит «Шеврону», четверть - «Эксон-Мобилу» и по одной восьмой - России и Казахстану.

Автор статьи допускает, что снижение цен на нефть будет продолжаться еще некоторое время. Но долгосрочная перспектива представляется ему радужной: нефтедобыча в Каспийском бассейне будет расти, Россия будет получать значительную долю доходов, а американские нефтяные кампании сохранят статус важнейших партнеров и потребителей.

«Чрезвычайно важную роль в этом отношении сыграла война в Афганистане, - продолжает Батлер. - Во первых, появилась реальная возможность проложить маршрут нового нефтепровода по территории Афганистана и Пакистана, о чем давно мечтают Соединенные Штаты. Во вторых, Саудовская Аравия в очередной раз показала себя ненадежным союзником. Но Саудовский режим - анти-демократический, экспортирующий исламский фундаментализм и ненавидимый собственными фундаменталистами вроде Усамы бин Ладена - нужен Западу только из-за своей нефти. Поэтому, чем меньше зависимость от саудовской нефти, тем лучше. Путь к энергетической независимости США вполне вероятно проходит через Афганистан».

Но и для России сотрудничество с США в Центральной Азии сулит огромную выгоду - как материальную, так и политическую. Для дальнейшего укрепления сотрудничества президенту Путину, по мнению Ричарда Батлера, стоило бы кардинально пересмотреть продуктивность тесных связей со старыми советскими клиентами - Садамом Хуссейном и иранскими военными. А Соединенные Штаты должны очень осторожно подходить к созданию военных баз в Кыргызстане и других странах Центральной Азии. «Побольше совместных нефтепроводов и поменьше военных баз - такой расклад будет лучше для всех», - пишет Ричард Батлер в «Нью-Йорк таймс».

Война против террориризма сближает среднеазиатские страны с Америкой. Иной точки зрения в отношении американского военного присутствия в Центральной Азии придерживается старший научный сотрудник политологического фонда «Джеймстаун» Владимир Сокор. В статье, напечатанной в «Мониторе» - издании фонда - он пишет, что анти-террористическая кампания неминуемо положит начало долгожданному процессу модернизации региона. Сегодня страны Центральной Азии предоставили западным военным силам мосты и воздушные корридоры в Афганистан, а завтра они свяжут Европу с Дальним Востоком и богатый нефтью и природным газом Каспийский бассейн - с открытыми южными морями.

«Но это станет возможным только в том случае, если экономика этих стран станет на прочные рельсы, - отмечает Сокор. - За исключением Казахстана, все центрально-азиатские страны нищенствуют. Американское военное присутствие открывает путь к экономической помощи, а затем и к займам от международных финансовых организаций и иностранным капиталовложениям. «Американская военная база - как золотое дно для нас», - заметил в этой связи премьер-министр Кыргызстана. Его мнение разделяют руководители других стран региона. Недаром они с такой готовностью предложили свою помощь в борьбе с международным терроризмом».

Но несмотря на все радужные перспективы, беспрецедентное сближение Запада с центрально-азиатскими станами находится, по мнению автора статьи, под угрозой целого ряда серьезных факторов. Важнейшие среди них - удушающие наследие восточного деспотизма, последствия российского колониализма и остаточные явления советского социализма. Удастся ли преодолеть эти «измы», Владимир Сокор предсказывать не берется - уж слишком широка пропасть между западными демократиями и начисто лишенными демократических традиций странами Центральной Азии. Но он надеется, что Соединенные Штаты, терпеливо и ненавязчиво, все же помогут своим центрально-азиатским союзникам встать на стезю демократического прогресса.

Обзор подготовила Инна Озовская