Обзор печати от 21 января 2002 г. - 2002-01-21

Несчастливое детство. Корреспондент «Вашингтон таймс» Бен Арис прислал из Москвы заметку о беспризорниках, коих в российской столице насчитывается ныне порядка пятидесяти тысяч. Они ютятся в районах вокзалов; добывают пропитание, воруя, попрошайничая или торгуя собой; зимой, чтобы согреться, спускаются в канализационные люки, вынося обратно на белый свет всевозможную заразу. Они бегут от родителей-алкоголиков и от жестоких воспитателей приютов. Одичавшие и гонимые милицией, беспризорники сбиваются в шайки и терроризуют мирных жителей.

«На днях президент Путин наконец откликнулся на отчаянные призывы общественности положить конец бесчинствам беспризорников, - продолжает автор статьи. - Президент пожурил социального министра Валентину Матвиенко за забвение проблемы и поручил председателю правительства Касьянову разработать меры по ее решению. Предполагается усилить обязательства родителей по отношению к детям, построить в столице семь новых сиротских домов, выделить социальным службам целевые средства на работу с проблемными семьями».

Но поскольку социально-экономическая ситуация в стране в целом плохая, а в Москве уровень жизни намного выше, чем в других регионах, решение проблемы столичных беспризорников такими средствами представляется, по мнению журналиста, маловероятным. Бездомных детей в России более миллиона, многие из них естественно тянутся в Москву, где их доходы, так сказать, вполне соответствуют среднестатистическому заработку взрослого человека. «На сегодняшний день собственно москвичей среди беспризорников столицы насчитывается не более шести процентов», - замечает в заключение своей статьи корреспондент «Вашингтон таймс» Бен Арис.

Новые книги о шпионах. Известный американский политолог Ален Уайнстайн, пишущий о работе спецслужб, рецензирует на страницах «Вашингтон пост» две новые книги об агенте ФБР Филипе Хансоне, шпионившим в пользу СССР и России. Человек с огромным самомнением, страдающий комплексом непризнанного гения, Хансон с семьдесят девятого по девяносто первый год переправил КГБ массу ценнейшей информации из самых разных областей, включая имена завербованных ЦРУ сотрудников советских спецслужб. На Лубянке способности Хансена были оценены по достоинству. Комплименты со стороны московских кураторов наверное и были основным побудительным мотивом его шпионской деятельности, которая продолжалась в течение двух лет и после распада СССР.

«Золотой век советского шпионажа в Америке пришелся на первые годы после окончания Второй мировой войны. С добытыми тогда «атомными» сведениями могут, пожалуй, сравниться только те, которые передали КГБ, работая в полном неведении о существовании друг друга, Филип Хансен и сотрудник ЦРУ Алдридж Эймс», - пишет один из рецензируемых Уайнстайном авторов Дэвид Вайз. Его книга называется «ФБР и крот».

Вторая книга называется «Шпион среди нас». Ее авторы Элейн Шэннон и Эн Блэкман. Они сосредоточивают внимание на биографии Хансена. У Вайза фокус иной, скорее романический: жизненную линию Хансена он прослеживает одновременно с жизненной линией человека, являющегося антиподом советского крота. Это - чрезвычайно успешный агент ФБР Луис Фри, дослужившийся в конце своей карьеры до поста директора Бюро. Автор переплетает судьбы своего героя и антигероя - одного, который был бесконечно предан ФБР, и другого, который это ведомство ненавидел - считая, что эти судьбы неразрывно связаны.

«И в одной, и в другой книге, - продолжает в своей рецензии Уайнстайн, - содержится критика ФБР за то, что оно оставило без внимания сигналы о странных деньгах, появлявшихся у Хансена, о его - правоверного католика - дружбе с вашингтонской стриптизершей, о посещаемых им интернетовских порно-сайтах, в которых он размещал эротические рассказы-фантазии, посвященные собственной жене, и ее фотографии в стиле «ню».

«Один из любимых романов Хансена - «Человек, который был четвергом» англичанина Гилберта Честертона, - пишут авторы книги «Шпион среди нас». - Роман повествует о ячейке террористов, состоящей из семи человек. Подпольная кличка каждого соответствует одному из дней недели. Все они воспитывались в детстве как католики. Террорист по кличке «четверг» мнит себя поэтом божьей милостью, являясь на деле тайным осведомителем полиции. Хансен считал себя «четвергом».

«Хорошо, что он изобличен», - заключает Ален Уайнстайн свою рецензию в Вашингтон пост.

И еще два сообщения, появившиеся в американских газетах.

Балтиморский симфонический оркестр с большим успехом выступил в концерте, исполнив Первые симфонии Рахманинова и Скрябина. Дирижировал гость из России Дмитрий Китаенко.

А на проходившем в Вашингтоне международном конкурсе вокалистов «Опералиа», организованном Пласидо Доминго, третье место заняла россиянка Майя Дашук, исполнившая арию Недды из оперы Леонкавалло «Паяцы».

Обзор подготовлен Евгением Ароновым