Обзор печати от 31 декабря 2001 г. - 2001-12-31

Прозападная ориентация президента Путина. В статье агенства «Ассошиэйтед пресс», опубликованной «Нью-Йорк таймс» в предверии Нового года, дается обзор политики президента Путина в уходящем году. Автор статьи подчеркивает резкий поворот в политике Владимира Путина, пошедшего после событий 11 сентября на сближение с Западом, и напоминает о том, что, придя к власти два года назад, Путин взял совсем иной курс. Он решительно выступал против расширения НАТО, культивировал отношения с Северной Кореей, Ираком и другими враждебными Соединенным Штатам странами, вел кампанию за «многополярный мир» -- против доминирования Соединенных Штатов.

«Террористические нападения 11 сентября побудили Кремль радикально изменить свою внешнеполитическую ориентацию, - говорится в статье. - Даже наиболее жесткие критики российского президента признали, что Путин пошел на большой политический и личный риск ради того, что он считает подлинными интересами России, как писал Андрей Пионтковский в «Новой газете». Путину свойствен холодный прагматизм, что является резким контрастом политике Ельцина», - считает «Нью-Йорк таймс». Однако, этот прагматизм беспокоит многих обозревателей в России. Он позволил Путину значительно усилить президентскую власть за счет власти парламента и регионального руководства, так что в России фактически создан полу-автократический режим. Критики указывают также на поглощение государственной компанией «Газпром» единственного общенационального телевизионного канала «НТВ» и ряда периодических изданий, критиковавших правительство, что нанесло удар по независимой прессе. В частности, это привело к жесткому дозированию информации о войне в Чечне, которая длится уже третий год, и которой не видно конца. И как подчеркивает «Нью-Йорк таймс», если к первой чеченской войне общественность относилась с возмущением, то нынешняя война оказывает мало влияния на общественное мнение. Опрос, проведенный в середине декабря агентством «Интерфакс», показал, что политику Путина одобрили 73 процента опрошенных.

«ТВ-6» продолжает вещание. Недавнее решение Московского арбитражного суда, которое отложило ликвидацию телевизионной компании «ТВ-6», где собралась часть тележурналистов бывшего «НТВ» во главе с Евгением Киселевым, привлекло внимание «Вашингтон пост» и «Лос-Анджелес Таймс». Суд низшей инстанции постановил закрыть компанию 26 ноября, в связи с требованием нефтяной компании «Лукойл», которой принадлежит 15 процентов акций «ТВ-6». Хотя формальной причиной такого решения стала убыточность телестанции на протяжении двух лет, сотрудница «Вашингтон пост» Шэрон ЛаФраньер оставляет мало сомнений относительно того, что истинная подоплека состояла в независимой позиции телекомпании, часто выступающей с критикой правительства.

Однако на защиту «ТВ-6» выступили значительные силы, в том числе бывший президент Борис Ельцин. Представитель администрации Буша также призвал Кремль сохранить независимый телеканал. Совсем недавно Сергей Ястржембский дал понять, что Кремль сменил гнев на милость. Хотя он предупредил телевизионные станции, что они не должны «диктовать власти свою политику и шантажировать членов правительства, как это делало НТВ Гусинского», но добавил, что наличие независимых телеканалов имеет ключевое значение в стране, приверженной демократии.

И вот арбитражный суд отменил решение о закрытии «ТВ-6» и направил дело на пересмотр. Это означает, что по крайней мере на время гроза от «ТВ-6» отступила. Правда, на вопрос, смягчил ли Кремль свою позицию, Ястржембский ответил, что заслуга целиком принадлежит судьям, которые приняли решение на основании закона, устояв перед политическим нажимом.

Малый бизнес и коррупция в российской экономике. По мнению многих западных аналитиков, перемена внешнеполитического курса президента Путина не может не сказаться на внутренней политике его правительства, о чем свидетельствуют также попытки оживления малого бизнеса. Та же Шэрон ЛаФраньер рассказывает в «Вашингтон пост» о драматической судьбе Дмитрия Величкина, владельца компьютерного магазина в Москве. Начав с нуля десять лет назад, сорокалетний Величкин создал преуспевающий бизнес. В его фирме работало сто человек. Но в марте произошло драматическое событие: Величкин отказался дать взятку в 20 тысяч долларов майору милиции, объяснив это тем, что за десять лет устал платить и платить неизвестно кому и неизвестно за что. Но такие вещи в России не прощаются.

Вскоре майор и другие офицеры вернулись с большим отрядом милиции и шестью грузовиками, которые тотчас были нагружены ценным оборудованием на сумму сто тысяч долларов, и удалились. Величкин начал борьбу за свой бизнес, ему удалось добиться увольнения майора, но никакой компенсации за украденное имущество он не получил. Но, как пишет автор статьи, Кремль, похоже, тоже устал от практики заключения сделок под столом. В рамках своей кампании по реформированию российской экономики президент Путин объявил о намерении повести борьбу с коррумпированной бюрократией, которая подрывает мелкий и средний бизнес в стране. Недавно он заявил, что надежда на то, что малый бизнес станет основным двигателем экономики и займет в ней достойное место, не иссякла. При этом он возложил на правительственные органы вину за то, что малый бизнес не развивается должным образом. Согласно правительственной статистике, в стране сейчас меньше малых фирм, чем было в 94 году. Частично это объясняется тем, что часть предприятий существует как бы нелегально, дабы не платить налогов. Тем не менее, специалисты единодушны в том, что в процентном отношении в России в малом и среднем бизнесе работает значительно меньше людей, чем в странах Запада. По данным финансового аналитика Алексея Моисеева, только 17 процентов рабочей силы в России занято в малом бизнесе, тогда как в Соединенных Штатах -- 54 процента. Путин назвал положение с малым бизнесом в России тревожным.

Взятки приходится давать направо и налево -- санитарным инспекторам, пожарным инспекторам и так далее. Но наибольшие суммы «сосут» банды, обеспечивающие так называемую «безопасность бизнеса», то есть рэкетиры. Об этом поведал автору статьи владелец малого предприятия по имени Сергей, который просил не называть его фамилии. «В конфликте Дмитрия Величкина с милицией мэр Москвы Лужков взял сторону милиции, - говорится далее в статье, - но районный прокурор, кажется, готов поддержать Величкина. Он отказался завести уголовное дело против бизнесмена и вместо этого начал следствие о действиях милиции.

Тем временем, Величкин почти разорен. Его фирма потеряла полмиллиона долларов. Вместо ста служащих у него осталось только семеро, и они заняты не продажей компьютеров, а составлением судебных исков. Но Величкин тверд в своем стремлении добиться правды. «Я не боюсь бедности, -- сказал он корреспонденту газеты «Вашингтон пост». -- Я боюсь потерять уважение к себе, лишиться гордости за свое дело».

Обзор подготовил Семен Резник