(Продолжение интервью со старшим научным сотрудником Гудзоновского института Дэвидом Саттером)
Какие конкретные шаги должны положить начало трансформации российского государства? Дэвид Саттер называет пять наиболее важных:
- Завершение расследования политических убийств и предание суду виновных - как исполнителей, так и организаторов. Оглашение всех данных расследования взрывов жилых домов в сентябре 1999 года и мотивов, побудивших ФСБ подложить фальшивую бомбу в жилой дом в Рязани (если эта бомба действительно была фальшивая). Предание суду олигархов и обнародование полной информации об их связях с правительственными чиновниками, включая сотрудников президентской администрации. Увековечение памяти жертв сталинского террора и создание музеев и экспозиций, посвященных преступлениям коммунизма. Предание суду руководителей криминальных синдикатов и оглашение их связей с деловым миром и правительством.
Если вместо этого Путин попытается достичь экономического прогресса полицейскими мерами, говорит Саттер, он не только потеряет уважение в мире, но и распишется в своей полной несостоятельности.
Укрепление и стабилизация России отвечает кровным интересам всего мирового сообщества, подчеркивает американский аналитик, и США могут помочь российскому президенту установить власть закона. Каким образом?
«Экономическая помощь России должна быть направлена на реальную помощь населению и носить целевой характер. К примеру, - говорит Д. Саттер, - финансирование операций на сердце для детей или техническое оснащение правоохранительных органов и создание программы защиты свидетелей принесет гораздо более ощутимые результаты, чем бездумное вложение капиталов в сомнительные предприятия».
И все же не деньгами, а просветительской компанией могут Соединенные Штаты эффективнее всего помочь установлению власти закона в России, утверждает Дэвид Саттер: «Россия пребывает в состоянии идеологической сшибки. На протяжение 70 лет народу вдалбливали, что капитализм есть зло в силу своей преступной, грабительской сущности. Сейчас ему вдалбливают, что капитализм есть добро в силу той же самой грабительской сущности, поскольку в основе благосостояния США лежит преступная деятельность «баронов-разбойников» периода первичного накопления. Вполне понятно, зачем нужна эта пропаганда российским криминалам и их дружкам среди «слуг народа»».
Однако между американскими капиталистами периода первичного накопления и российскими авторитетами периода грабительского капитализма есть фундаментальные различия, говорит Дэвид Саттер. Первые вели безжалостную конкуренцию, но рамки законов не преступали. Вторые рассматривают конкуренцию как «мокрое дело». Первые создавали материальные ценности и рабочие места. Вторые присваивают себе государственное имущество и национальные ценности.
«Однако в России этого не понимают, - говорит Саттер. - Люди считают, что если при социализме для общего счастья требовалось отменить частную собственность, то при капитализме нужно только ее восстановить - и рай земной будет достигнут. В обоих случаях полностью игнорируется необходимость создания правовой системы».
Но правовая система есть основа основ рыночной экономики. В правовом беспределе может существовать базар, но не рынок. И вот это-то, по мнению американского аналитика, и должны донести до сознания россиян Соединенные Штаты. Сейчас Америка воспринимается в России как воплощение капитализма, а надо, чтобы она воспринималась как воплощение правового общества. И если это произойдет, если россияне осознают, что единственный способ остановить дезинтеграцию страны - это ввести власть закона, то мир сможет вздохнуть с облегчением».