Реакция дипломатов и экспертов на выборы в Иране

Реакция дипломатов и экспертов на выборы в Иране

<!-- IMAGE -->

Как и когда завершится кризис политической системы в Иране? Как он повлияет на отношения Ирана с США, региональными странами и, в целом, с мусульманским миром? Вопросы, которые сегодня задают многие и пока не могут получить ясного ответа. Однозначным является только то, что Иран стал другим.

Мнения бывших дипломатов и экспертов по ситуации в Иране крайне разняться и не всегда совпадают с официальной точкой их стран. Исламабад официально поздравил Махмуда Ахмединежада с победой, хотя простые пакистанцы, возможно, не готовы к ним присоединиться, считает Икбал Ахмад Хан, бывший посол Пакистана в Иране. «Никто не предполагал, что выборы в Иране будут иметь такой резонанс. Ситуация в Иране непредсказуема, и хочется думать, что она подконтрольна».

По мнению Икбал Ахмед Хана, если ситуация выйдет из-под контроля, то это даст новый импульс негативным процессам во всем регионе. «В регионе и так много проблем, поэтому нам небезразлично, что будет в Иране». – говорит Ахмед Хан. Протесты, которые происходят в Тегеране, Икбал считает закономерным явлением, так как разрыв между кандидатами в столице был незначителен. «52% голосов избирателей набрал Махмуд Ахмединежад, и 48 – Мир-Хуссейн Мусави. Поэтому мы видим реакцию столицы, где много очень прогрессивных иранцев, которым не все равно, что стало с их голосами. Не забывайте, Тегеран – это политически активный и элитарный город».

Политический обозреватель из Узбекистана Абдували Саибназаров считает, что многое в Иране зависит от молодого поколения, поддерживающего реформы в иранской политической системе. "Перемены в Иране могли бы изменить всю политическую динамику в Персидском заливе, - говорит Саибназаров. - Несмотря на сотрудничество в экономической сфере, политические отношения Ташкента с Тегераном я бы назвал очень осторожными».

Узбекские обозреватели уверены, что президент Ирана ничего не решает. По словам Саибназарова, «все зависит от Духовного лидера аятоллы Хаменеи, и пока существует религиозная система государственного правления в Иране, там не следует ждать каких-либо перемен». «С этим мнением не согласится большинство пакистанцев, - отмечает Икбал. - Я бы сказал, что в иранской политической системе есть прогресс, хотя и незначительный».

Икбал Ахмат Хан отметил, что, несмотря на то, что волнения приобрели широкие масштабы, он надеется, что они не выйдут из-под контроля. «Я думаю, что Мусави понимает, что всему есть предел и, что если он перегнет палку, то система раздавит его».

Насиб Насибли экс-посол Азербайджана в Иране, а в настоящее время депутат Милли Меджлиса Азербайджана. Нисибли выразил озабоченность по поводу будущего иранской политики. «Если у власти остается действующий президент Ахмединижад, то будет продолжена ядерная и региональная политика Тегерана, радикальная по многим вопросам. Избрание Ахмединежада, на самом деле, означает продолжение конфликта между арабским миром и Израилем», - сказал Насибли.

По мнению Насибли, азербайджанцы надеются на перемены, так как существующий иранский режим оказывает сильное политическое давление на Азербайджан. «Идея Тегерана - держать Баку под своим контролем и противодействовать принятию каких-либо политических решений Азербайджаном, которые не совпадают с интересами действующего иранского режима. Тегеран в открытую заявляет о своем недовольстве по любым вопросам, имеющим отношение к Израилю».

Шамшад Ахмад Хан, бывший посол Пакистана в Иране с 1990 по 1992 годы. Хан также занимал в правительстве Пакистана должность Секретаря по международным отношениям. По его мнению, то, что происходящие в Иране волнения можно было предвидеть.

«Молодежь составляет очень высокий процент населения Ирана. Власти должны понимать, что они не могут кормить обещаниями молодых людей и держать под их контролем. Это универсально для всех стран, будь-то Россия, Пакистан или Египет. Дело только в том, насколько эффективна система контроля. Похоже, что в Иране она уже не так сильна, и остановить людей стало невозможно. События в Иране показали, что система не может уже заставить людей молчать».


Шамшад Ахмед Хан не считает, что события в Иране могут принять драматический характер и повлиять на стабильность в регионе. «Мусави реалист и он должен чувствовать, где та грань, за пределами которой все может обернуться против него».

Шамшад Ахмед Хан отметил, что все мы являемся очевидцами новой волны демократического движения в Иране. «Если это реально в Иране, то это реально и в другой стране мира. Я бы сказал, что невозможно остановить процесс демократизации. На примере Ирана мы видим, что общество, люди дошли до осознания того, что им нужно, и что в принципе для этого не нужна поддержка извне. Иран стал другим».