2009 год будет хуже, чем прогнозирует МВФ

Как гласит отчет Всемирного банка, практически все развивающиеся страны охвачены в той или иной мере экономическим кризисом. Из 116 развивающихся стран 84 уже переживают значительное замедление хозяйственной активности. В 2009 году мировой ВВП впервые со времен Второй мировой войны серьезно сократится. Международный валютный фонд прогнозирует еще более мрачную картину. По его оценкам, мировая экономическая система сможет едва дотянуть до полупроцентного роста, а бедные страны окажутся на грани краха. Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать ситуацию исполнительного директора инициативы Вулфенсона при Институте Брукингса и бывшего вице- президента Всемирного банка Иоханнеса Линна.

Наджия Бадыкова: Господин Линн, МВФ предрекает серьезное снижение темпов роста во всех регионах мира, исключением не станут и страны Центральной Азии. Так, по оценкам специалистов МВФ, темпы роста в центрально-азиатском регионе составят всего 2% в 2009 году при росте 6% годом ранее. Тем не менее, на фоне глобальных показателей это и не так плохо. Верно ли это впечатление?

Иоханнес Линн: Во-первых, подчеркнем, что все прогнозы на текущий год - ориентировочные. Это только предварительные расчеты. В масштабах мира кризис ещё не достиг своего апогея. Поэтому итоговые результаты могут оказаться еще хуже, чем прогнозирует МВФ. Честно говоря, основываясь на том, что мы знаем, я классифицирую прогнозы Фонда как оптимистические.

Не ясно, что произойдёт со странами Центральной Азии. Существует ряд факторов – сокращение экспорта, денежных переводов, энергетический и водный кризисы. Совокупность этих и других факторов может драматически сказаться на темпах экономического роста стран Центральной Азии и, в конечном счете, перечеркнуть все прогнозы МВФ.

Однако есть надежда, что Кыргызстан и Таджикистан покажут хоть и незначительный, но все же положительный рост. Надеюсь, темпы роста Казахстана окажутся не слишком негативными, а Узбекистан и Туркменистан оградят себя от влияния мировых понижательных трендов. Еще раз подчеркну: в целом, 2009 год, думаю, будет хуже, чем прогнозирует МВФ.

Н.Б.: Какая из стран Центральной Азии наиболее уязвима перед кризисом и почему?

И.Л.: Казахстан был первой страной, испытавший влияние внешних потрясений. Конкретно, казахская банковская система оказалась втянута в воронку американского ипотечного кризиса, разразившегося в начале 2007 года.Что произошло после этого? Казахстан стал более или менее приспосабливаться, однако, темпы роста в прошлом году едва превысили 3%.

Сейчас, когда финансовый кризис расползся по всему миру и затронул все виды хозяйственной деятельности, когда экономики стран мира, включая Россию, оказались в критическом положении, Центральная Азия не может не испытывать если не кризисный, то предкризисный дискомфорт.

Две страны ЦА, больше других пострадавшие вследствие глобальных катаклизмов, - это Таджикистан и Кыргызстан. Они самые уязвимые, самые бедные, на них очень сильно сказался водно-энергетический кризис, падение экспорта хлопка, золота и других товаров. Дополнительная проблема для них – это возвращающиеся из России рабочие-мигранты, которых надо трудоустраивать.

Казахстан является менее уязвимым из-за больших запасов валютных резервов и, в целом, более высокого уровня развития. Туркменистан и Узбекистан менее подвержены кризису по причине своей автаркии, изоляции от внешних пертурбаций.

Н.Б.: Насколько адекватно, по-Вашему, лидеры в ЦА осознают опасность кризиса для своих стран. Принимают ли они какие-то упреждающие меры?

И.Л. Да, они всё больше и больше понимают, что происходит. Как я уже отметил, казахстанская банковская система первая в Центральной Азии подверглась удару, и казахи с тех пор пытаются с этим бороться. Например, недавно в качестве антикризисной меры Казахстан девальвировал национальную валюту тэньге.

В Таджикистане и Кыргызстане дела не ладятся с 2007 года, и связано это с энергетическим кризисом, недопоставками энергетических ресурсов, которые усугубили холодные зимы.

Таким образом, очевидно, что кризис в ЦА имел место еще за год до общемирового, если не раньше. Власти реагировали на это, старались наладить торговые отношения с соседями, нормализовать энергопоставки. Международное сообщество также помогло продовольствием, семенами, энергоресурсами. Однако этого оказалось недостаточно, и поэтому МФВ, Азиатский банк развития, Всемирный банк вместе с правительствами этих стран начали осуществлять комплексные антикризисные программы.

Мои опасения, как я уже говорил, состоят в том, что меры, которые сейчас принимаются, недостаточны, что нужно делать гораздо больше, так как мировой кризис только начинается, и его последствия могут оказаться катастрофическими для многих стран.