В начале было дело – американская администрация увеличивает военный контингент в Афганистане

Одним из главных внешнеполитических приоритетов новой американской администрации является стабилизация обстановки в Афганистане. Однако, несмотря на то, что контуры политики США по Афганистану уже определены, пока нет ясной картины дальнейших действий. Как сообщают официальные американские источники, пересмотр афганской политики, осуществлявшейся при предыдущей администрации, будет завершен к юбилейному саммиту НАТО в начале апреля, в котором примет участие президент Обама.

Тем временем Барак Обама уже распорядился направить в Афганистан дополнительный военный контингент численностью 17 тысяч человек для стабилизации обстановки в сфере безопасности. Такое увеличение представляет собой практически 50-процентное наращивание контингента США в Афганистане, где уже находятся 36 тысяч американских военнослужащих.

Аналитики весьма пессимистичны относительно реальности решения сложнейшего положения в Афганистане путем наращивания численности иностранного военного контингента. Афганистан, измученный войной и процветающей наркоторговлей и коррупцией во всех структурах власти, требует кардинально нового подхода, - так считают многие специалисты, и это само по себе уже стало очевидным.

Рассуждая о военной тактике и численности военных сил в Афганистане, обозреватели, как правило, обращаются к опыту СССР в десятилетней изнурительной афганской войне, когда советские войска были вынуждены покинуть страну после полного поражения.

Тогда аналитики говорили, что Советский Союз недооценил зажигающую силу ислама и способность многочисленных народов и племен Афганистана объединиться в борьбе против оккупантов.

В результате совместных исследований, проведенных американскими и российскими специалистами в начале 90-х годов, было установлено, что Москве понадобилось бы от 750 тысяч до 1 миллиона военного контингента для того, чтобы подчинить Афганистан. И все это в условиях того времени, когда ситуация в Афганистане и в соседних странах не была так плачевна, еще не существовала явная угроза со стороны Талибана и «Аль-Каиды», а понятие «международный терроризм» еще не было введено в повседневный лексикон.

Максимальная численность советских войск, одновременно присутствовавших на территории Афганистана во время афганской войны, не превышала 100 тысяч человек. Сейчас на территории Афганистана присутствует не более 67 тысяч единиц живой военной силы, включая контингент США и стран НАТО.

Специальный представитель президента Обамы в Афганистане и Пакистане Ричард Холбрук еще до своего первого официального визита в Афганистан отметил во время Мюнхенской конференции, что «афганские проблемы будут куда сложнее, чем иракские», ибо они выходят за рамки одной страны. По мнению Холбрука, необходимо будет серьезно заняться ухудшающейся ситуацией в приграничных зонах с Пакистаном и, без сомнения, рассматривать Афганистан в более широком региональном разрезе, с включением Ирана.

На протяжении уже многих лет влияние Исламабада и Кабула практически не распространяется на афгано-пакистанскую приграничную зону шириной около 150 километров. Здесь возникло специфичное автономное образование, напоминающее по большей части пуштунский «эмират». Эта комфортная зона стала убежищем для международных террористов, отсюда боевики Талибана совершают операции, как правило, наступательного характера.

Президентские выборы в Афганистане назначены на август текущего года. Как считают эксперты, у Хамида Карзая незначительные шансы быть переизбранным на следующий срок. Рейтинг Карзая упал не только среди афганцев, но и среди тех, кто поддерживал его в свое время. Постоянные обвинения в адрес Пакистана, а также требовательный тон в обращении к американцам – лишнее подтверждение слабости афганского президента.

В свой речи перед первыми выпускниками афганского военного колледжа Карзай, явно намекая на Россию, заявил, что если США и НАТО не смогут поставить самолеты и танки Афганистану, то он будет вынужден заполучить их из других стран. Однако весьма сомнительно, что в России, где еще не успели забыть ужасы афганской войны, думают так же, как и Карзай, и что дело стоит только за танками и самолетами, которые, кстати, не смогут функционировать без помощи тех же иностранцев. Сомнительным остается также то, что в условиях всеобщего финансового кризиса Россия сможет оказывать серьезную финансовую или военную помощь Афганистану.

В интервью журналу «Экономист» независимый член парламента Афганистана Бабрак Шинвари отметил, что ситуация в Афганистане ухудшается день ото дня, и если не будет избран новый президент, в Афганистане будет повторение опыта времен советской оккупации.

Американская концепция афганской кампании находится на пересмотре, однако многие аналитики и обозреватели надеются, что Вашингтон учтет советский опыт афганской войны и те ошибки, которые были сделаны при прежней администрации.