Роль Алексия Второго в контактах с американской православной церковью

На вопросы Голоса Америки отвечает священник Свято-Николаевского собора в Вашингтоне Православной церкви в Америке/OCA/, бывший келейник епископа Василия Родзянко, Валерий Шемчук.

Софья Тарновская:
Отец Валерий, в эти дни, после отпевания и погребения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, о покойном много пишут о его служении. За время патриашества Алексия Второго Православная церковь стала играть заметную роль в жизни российского общества. Отец Валерий, вы священнослужитель Православной церкви Америки. На ваш взгляд, какова роль Алексия Второго в контактах с американской православной церковью?

Отец Валерий:
Безусловно, роль Святейшего Патриарха в жизни Американской православной церкви трудно переоценить. Патриарх бывал в США несколько раз, он служил в приходах, служил и в нашем Свято-Николаевском соборе, во время паломнической поездки он был на Аляске. Относительно связей,- они были тесными. Я знаю, что епископы Православной церкви в Америке посещали Россию. Чем я бы хотел бы поделиться: в свое время я был помощником у епископа Василия Родзянко, в то время он был архиереем на покое.

Я помню, что говорил владыка Василий о возрождении церкви в России, возглавляемой Патриархом. У было глубочайшее уважение к Святейшему. Он иногда со слезами на глазах смотрел телевизионные передачи или читал о церкви, о Патриархе и его работе: владыка Василий гордился и радовался, потому что он видел, что осуществляется его желание помочь России. Возвращаясь к отношениям между нашими церквями, хочу подчеркнуть, что связь была тесной.

С.Т.: Коснемся темы роль церкви в жизни общества. Безусловно, и для России это было самым насущным, что за 18 лет служения Алексия Второго церковь в России была отделена от государства, но не от общества, не от людей. Как думаете Вы, священник Православной церкви в Америке, есть ли границы в сотрудничестве государства и церковных структур? Развитие событий в России указывает на тенденцию, увы, не новую в истории страны, «слияния» власти и церкви.

О.В.:
Да, особенно сейчас. Когда мы следили за возрождением православия, мы видели, как сближаются отношения священнослужителей и церкви с народом, и властями, конечно же. С одной стороны, мы видим, какое влияние церковь оказывает на власти, что власти, возможно, пытаются, скажем так, « брать пример».

С.Т.: Но где грань этого? Ведь Россия - государство многонациональное, миллионы граждан России не православного вероисповедания. Нельзя проповедовать одну религию в стране, в которой множество наций и языков.

О.В.: Да. Я полностью согласен с вами, что границы, конечно, должны быть. А то происходит влияние, возможно, непроизвольное, власти на церковь. Или церкви на власть в сферах, где это не должно происходить. Это может тревожить. Но, с другой стороны, как мне кажется, церковь должна быть с народом и высказывать мнение, свою точку зрения о поступках властей.

С.Т.:
Не могу не заметить, что две войны в Чечне, насилие и кровопролитие не были открыто осуждены церковью. Как вы видите будущее Американской православной церкви в свете примирения Зарубежной православной церкви с Церковью Московского патриархата?

О.В.: Будущее, мне кажется, будет указано Промыслом Божиим. Но самое главное – это то, что мы в единстве, вместе стараемся служить Богу, несли Слово Божие, мы едины в неразделенном Господе. В будущем, как мне кажется, в Америке Православие будет играть огромнейшую роль. Как это будет выражаться административно, мы не можем знать. Сейчас в Америке мы наблюдаем тяготение к каким-то глубинам христианской веры и ослабление веры в других конфессиях.

Обращаясь к православию, люди видят, что на пути Богоискательства православие - это вера, в которой они хотели бы жить. Время покажет, а нам, священнослужителям, надо быть на достойном духовном уровне. Самое главное, чтобы мы духовно были крепки, особенно сейчас, в наше непростое время. Я думаю, что каждый человек, в какой-то момент своей жизни, задумывается о Боге. Нам нужно, как апостол Павел говорит, «всегда быть готовым проповедовать Христа». Это зависит от нас.

С.Т.:
Спасибо, отец Валерий. И последний вопрос. 28 декабря в вашем Свято-Николаевском соборе, состоится интронизация недавно избранного митрополита Ионы. Несколько слов об этом.

О.В.: Наша церковь - одна из самых «молодых» церквей в мире. Православная церковь Америки получила автономию от Русской православной церкви в 1970 году и естественно, если можно так сказать, «боль рождения».

Недавно, когда проходил Поместный собор в Питтсбурге, на котором мы выбирали нового митрополита, я видел сотни священнослужителей, они приехали из самых разных уголков США, Мексики, Канады, и видел, какие есть, духовные, высокообразованные священники и какая сила существует духовная. Возникает чувство гордости. Выбор нового митрополита, Иону, - никто не мог даже предположить, что он будет избран (11 дней до этого дня он был рукоположен во епископы).

Доказательство духовного роста Американской православной церкви: митрополит Иона вышел из монашеской среды, глубоко образован, основатель монастыря имени Иоанна Шанхайского: владыка Иоанн Шанхайский первым, причисленным к лику святых Православной Зарубежной Церковью.

С.Т.: Отец Валерий, спасибо большое.