Четырнадцатого ноября Государственная дума Российской Федерации в первом чтении одобрила поправки в Конституцию страны, увеличивающие срок полномочий президента и Госдумы с четырех до шести и пяти лет соответственно. Это означает, что в Основном законе будут изменены статьи 81 и 96. «За» увеличение сроков проголосовали 388 народных избранников, «против» – 58.
Поддержать инициативу Дмитрия Медведева решили фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР, против выступили депутаты от КПРФ. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов так прокомментировал голосование своей фракции: «Если взять полномочия нынешнего президента, они больше, чем у генсека, царя и фараона вместе взятых. Этих полномочий предостаточно для решения любых вопросов. Но там нет ни одного элемента контроля за этой властью. Если вы завтра изберете на шесть лет человека, который никому не подконтролен и не способен управлять, то для страны это будет еще большая трагедия и опасность».
А вот мнение заместителя председателя фракции «Единая Россия» Владимира Пехтина: «На мой взгляд, 5-6 лет – это оптимальный срок, за который президент может наиболее полно реализовать намеченную программу, а депутаты – наиболее эффективно выполнять поставленные задачи. Уже сегодня в большинстве субъектов РФ существует практика утверждения губернаторов на 5 лет, а президенты некоторых республик избираются на 7 лет. Поэтому продление срока полномочий президента и нижней палаты парламента представляется вполне закономерным шагом».
Среди тех, кто, хоть с оговорками, выступает за изменение российской Конституции, – председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов: «Я не против увеличения срока президентских полномочий, если будут реальные выборы». При этом Караганов добавляет, что не понимает смысла увеличения депутатских полномочий.
В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пытается вскрыть подоплеку происходящего: «Смысл текущего политического момента, возможно, состоит в том, что, судя по всему, Владимир Путин активно тестирует Дмитрия Медведева, который, в свою очередь, вероятно, рассчитывает в 2012 году выдвинуть свою кандидатуру на новый срок (возможно, шестилетний). Однако для этого Медведеву необходимо или избавиться от опеки Путина, или оправдать его доверие, получив поддержку в 2012-м».
Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин убежден: «Это – сигнал о том, что в России не будет поворота к демократии, а продолжится движение по авторитарному пути, который приведет к стагнации, росту коррупции и углубит пропасть между властью и населением. Это еще более сократит возможности общества влиять на власть, будет содействовать росту тотального недоверия государству со стороны граждан».
А директор по развитию управляющей компании ФЕНИКС ГРУПП Борис Бадаев грустно подытоживает: «Заметьте, что это будет Первая поправка. Если Первая поправка Конституции США гарантировала, что Конгресс США НЕ будет: поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию; запрещать свободное вероисповедание; посягать на свободу слова; посягать на свободу прессы; ограничивать свободу собраний, – то наша Первая поправка гарантирует Думе 5 лет, а президенту – 6… И это на века останется в истории!».
Заметим, что для внесения поправок в Конституцию необходимо, чтобы после принятия в трех чтениях в Государственной думе законопроекты одобрили как минимум три четверти сенаторов верхней палаты парламента – Совета Федерации. Затем законы должны получить поддержку не менее чем в двух третях региональных парламентов страны.
Впрочем, шансы у партии власти и ее сателлитов получить нужный результат весьма высоки. Недаром премьер-министр Владимир Путин откровенно заявил, что «Единая Россия» должна «за счет своего политического ресурса обеспечить прохождение президентских предложений через федеральный парламент, а при необходимости и через законодательные собрания регионов России».
Интересно, что во время принятия депутатами Госдумы в первом чтении поправок об увеличении сроков президента и депутатов перед зданием на Охотном ряду выстроились пикетчики, которые держали в руках плакаты с другой цитатой из Владимира Путина (сказанной им в бытность президентом России в адрес главы британского МИД Дэвида Миллибэнда): «Мозги им надо поменять, а не Конституцию нашу».