Париж – вероятно, то место, где эйфория, охватившая Европу в связи с избранием на пост президента США Барака Обамы, проявилась ярче всего. Американские выборы стали толчком к анализу европейцами собственных проблем, связанных с расовой интеграцией. Многие задаются вопросом: возможен ли французский, английский, немецкий или итальянский Обама? Ответ знает каждый – в ближайшее время – НЕТ.
Сегодня рискованно проводить расовые сравнения между Европой и Америкой, учитывая весь комплекс исторических и культурных различий. Тем не менее, именно расовый вопрос является одной из причин того, что европейцы, вспоминая времена, когда мятежные чернокожие американцы, такие как Жозефина Бейкер и Джеймс Болдуин нашли приют во Франции, глядят на Америку свысока - при том, что в самой Европе имелись серьезные постколониальные расовые проблемы.
«Мы все время слышим: вы считаете, что здесь, во Франции, плохие расовые взаимоотношения? Посмотрите на США», - говорит Моххамед Хамиди, бывший редактор блога «Bondy Blog», основанного в 2005 году после иммигрантских волнений в одном из пригородов Парижа.
Для многих иммигрантов победа Обамы – это «маленькая революция на пути к улучшению положения национальных меньшинств». Так считает выросшая во Франции уроженка Алжира Надия Азиз. «Обама - воплощение американской мечты, если стремишься – можешь добиться всего, - продолжает ее сестра, - это надежда для всего мира».
Гораздо менее оптимистично сестры оценивают французскую реальность. В политике страны национальные меньшинства играют крошечную роль – к примеру, в Национальную ассамблею страны избран только один чернокожий депутат.
А как здесь оценивается избрание Обамы расовым большинством?
«Считается политически корректным сказать «о, он – чернокожий» и захлопать в ладоши, - отвечает Надия. - Но если заглянуть глубже, ничего не изменилось. Люди говорят одно, а думают другое».
Однако не только иммигранты задумываются о том, что значит для Европы победа Барака Обамы. Министр обороны Франции Эрве Морен назвал его победу «уроком для французской демократии, которая запаздывает в вопросах интеграции».
«На этих выборах Америка проголосовала не только за президента, но и за свою идентичность, - говорит аналитик Доминик Моизи. – Мы понимаем, что Америка опередила нас в моральной революции».
Единственный чернокожий депутат итальянского парламента Жан-Леонард Туади аналогичным образом оценивает победу Обамы: «Это недвусмысленный и реальный вызов европейскому сообществу».
«В Британии невозможно сделать карьеру одними блестящими речами, - сказал министр труда Садик Хан в интервью газете «Гардиан», - политик должен пройти все ступеньки парламентской иерархии».
Консервативная газета «Фигаро» считает, что национальные меньшинства Франции сами виноваты в их частичной изоляции, подчеркивая, что успех Обамы обоснован его воспитанием, образованием и способностью ясно выразить свои нравственные ценности, в том числе и патриотизм. «Обама должен стать моделью для молодых иммигрантов, которые сомневаются в своей принадлежности к государству, - пишет газета. - Меньшинству, которое предпочло изгнание, по контрасту с афро-американцами, еще многое предстоит доказать».