Джеймс Таунсэнд, вице-президент Атлантического Совета, директор программы Совета в области международной безопасности, в интервью «Голосу Америки» назвал безответственными попытки устранить какие-то страны от поиска решений мировых проблем в условиях серьезной угрозы глобального экономического кризиса.
Инна Дубинская: На двухдневном совещании НАТО в Будапеште, в котором участвовал министр обороны США Роберт Гейтс, было решено принять дополнительные меры по борьбе с наркоторговлей в Афганистане. Как вы считаете, стоит ли НАТО возобновить усилия с целью привлечь Россию к участию в решении проблемы афганских наркотиков?
Джеймс Таунсэнд: Я думаю, что НАТО и США не могут поддерживать прежние отношения с Россией – в свете грузинского конфликта. Среди стран-членов альянса в данное время идет переоценка путей сотрудничества с Россией. Хотя Тбилиси тоже допустил некоторые ошибки, реакция России была чрезмерной. Пока слишком рано возобновлять сотрудничество между НАТО и Россией в любой области. Очень жаль, потому что Россия и США могли бы вместе работать над решением широкого круга проблем, причем не только наркоторговли, терроризма и иранской ядерной программы. Я очень надеюсь, что вскоре мы сможем восстановить сотрудничество в прежних масштабах.
И.Д.: Президент России Дмитрий Медведев предложил Европе создать новую трансатлантическую организацию с Россией, в которой США не является доминирующей силой. Возможно ли, что европейцы поддержат это предложение?
Д.Т.: Сейчас не самое подходящее время для того, чтобы делить на части трансатлантическое сообщество. Думаю, все члены этого сообщества должны задуматься над тем, как улучшить структуру существующих институтов, чтобы решить имеющиеся проблемы. Например, то, как Европейский Союз пытается совладать с финансовым кризисом, демонстрирует необходимость пересмотреть структуру таких институтов, как Евросоюз или НАТО. Поэтому о том, чтобы в данный момент исключать США или Россию или какое-то другое государство, не может идти речи. Нам нужно признать, что ситуация для нас сейчас новая, особенно в плане экономики и финансов.
У всех нас, в том числе России, на карту поставлено очень многое, и нам нужно разработать новые способы решения проблем. Так что предложение России о том, что нужно создать европейскую группу без участия США, демонстрирует фундаментальное непонимание того факта, что все мы тесно связаны между собой, что мы не можем решать проблемы, работая отдельными группировками. Мы должны пересмотреть, как мы сотрудничаем друг с другом, и это касается и НАТО.
Россия и НАТО работали вместе над решением таких проблем, как энергетическая безопасность или климатические изменения. Нам нужно разработать новые пути сотрудничества, однако из него никто не должен исключаться.
И.Д.: Россия считает, что реакция Запада на ввод войск в Грузию несправедлива, и обвиняет США и Европу в двойных стандартах, поскольку США, дескать, сами вторглись в Ирак, Афганистан, Сербию... Что вы думаете по этому поводу?
Д.Т.: Подобные заявления просто абсурдны. Сравнение Грузии с Афганистаном или Косово – свидетельство инфантильности мышления. У меня просто нет слов. Это ничто иное как слабая попытка придумать объяснение своим действиям.
И.Д.: Вашингтонскую встречу министров финансов стран Большой семерки с Россией некоторые эксперты назвали «потаканием России», тогда как другие считают это мудрым решением. Ваше мнение по этому поводу?
Д.Т.: Как я уже сказал, ситуация в финансовом и экономическом секторе в США и в Европе, – куда входит и Россия, – сложилась беспрецедентная. Россия играет здесь большую роль. Мы не можем рассчитывать, что найдем совместное решение, исключив из работы над ним Россию. Нам нужно организовать встречу основных игроков трансатлантического сообщества для обсуждения важных вопросов, таких как энергетика и финансы, и Россия должна принимать в этом участие. Принимая во внимание неотложность ситуации, мы обязаны сотрудничать.
И.Д.: Насколько уязвима ли экономика России в условиях глобального кризиса? Ведь Кремль часто заявляет, что, имея солидный Стабилизационный Фонд, Россия находится в гораздо лучшем положении, чем США или другие страны.
Д.Т.: Нет ни одного государства, которое было бы неуязвимо в нынешней ситуации. Кризис затронул Россию так же, как и другие страны. Горе той стране, которая думает, что может пережить кризис без каких-либо для нее последствий. Проблемы будут у и России, и ей стоит предпринять определенные действия совместно с другими государствами для того, чтобы справиться с кризисом. Россия сегодняшняя отличается от России 20 лет назад, которой практически нечего было терять. Сегодня у России имеются значительные инвестиции в зарубежных странах.
Эти инвестиции пострадают, российские олигархи потеряют свои вложения, и я не думаю, что популярность Путина останется на том же уровне, если деньги они потеряют потому, что Путин не захотел принимать участие в поиске общего решения проблемы глобального финансового кризиса. Еще раз подчеркну, что кризис затронет всех без исключения, и все должны участвовать в его разрешении.
И.Д.: В России слышны мнения о том, что происходящее сейчас знаменует конец рыночного капитализма – визитной карточки американской экономики – из-за хронического торгового дефицита, ипотечного, кредитного кризиса... Но только ли на США лежит вина?
Д.Т.: Не только в Соединенных Штатах финансисты занимались сомнительными инвестициями, выдавали рискованные кредиты... Указывать пальцем на США или какую-то другую страну не очень умно. Я уверен, что и Россия вкладывала деньги в сомнительные предприятия. В каждой стране были инвесторы, которые хотели «на полную катушку» воспользоваться ситуацией, и все они на себе почувствуют последствия этого.