НОВОСТИ ГОЛЛИВУДА: «W.»

Как известно, режиссер Оливер Стоун не чурается противоречивых, политически взрывчатых тем для своих фильмов. Он делал фильмы о Вьетнамской войне («Взвод»,1986) и ее последствиях («Рожденный четвертого июля»,1989), о жадности на «Уолл-Стрите» (уже в 1987 году он как в воду глядел!). Особое место в его творчестве занимает тема президентства в Америке, которой ранее были посвящены два фильма – «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991) и «Никсон» (1995). И тема власти вообще – «Александр» (2004). Для всех картин Стоуна политико-исторического свойства было характерно историческая дистанция от предмета исследования.

Однако, свой третий фильм, связанный с институтом президентского правления в США, Стоун выпускает на экран, когда его главный персонаж еще остается в Овальном кабинете Белого Дома. Речь идет о Джордже Буше, нынешнем, 43-м президенте США. Картина называется «W.» по среднему инициалу Буша-младшего, по которому его отличают от другого президента Буша-старшего, отца сегодняшнего постояльца Белого Дома.

Можно понять политические мотивации Стоуна, не скрывающего своего негативного отношения к нынешней Администрации, в столь спешном процессе от начала съемок в мае нынешего года, до выпуска фильма к зрителю еще до ноябрьских президентских выборов в США. Можно также преположить, что независимые от Голливуда, (частично европейские) продюсеры думают, что могут коммерчески выиграть от злободневности темы. Но позволю себе усомниться в том, что фильмы могут решать исход выборов. Пусть даже картина вызовет у кого-то определенные негативные эмоции по поводу партии, к которой принадлежит президент Буш.

Окончательное суждение по поводу роли в истории того или иного лидера вынесет сама история, а не сиюминутные опросы общественного мнения по поводу популярности политика или отстутствия таковой. Достаточно вспомнить президента Трумена, которого мало кто принимал всерьез, когда он сменил на посту умершего президента Рузвельта, а сейчас считают одним из заметных руководителей Америки.

Стоун в недавней беседе со мной высказал мысль, что президент Буш не станет смотреть этот фильм. И напрасно. Портрет, который нарисовали Оливер Стоун и исполнитель роли Буша-младшего Джош Бролин («Старикам здесь не место») далеко не однозначный, хотя и страдает отсутствием исторической перпективы. Вопреки разговорам и даже постерам к фильму, он – не сатира, а, скорее, психологическое исследование средствами искусства человека, который (хотим мы этого или нет!), своими решениями и действиями изменил, возможно бесповоротно, мир, в котором мы все живем.

Стоун и Бролин пытаются объяснить, почему W. именно такой человек и руководитель, используя хорошо известные эпизоды молодых лет героя, когда он увлекался спиртным, не задерживался ни на одной работе и был «черной овцой» в патрицианской республиканской семье, давшей Америке немало политиков и воинов. Структурным стержнем сюжета служит постоянный кофликт сына и отца Бушей. Буш-старший (Джеймс Кромуэлл) не только недоволен эскападами сына, но и считает его непригодным к политической деятельности, возлагая все президентские надежды на младшего сына Джеба (будущего губернатора Флориды). Это не просто пораждает семйеный конфликт, но и побуждает W., безусловно обладающего напором и волей, собраться для достижения целей (не случайно он бросил пить и стал примерным семьянином). В данном случае цель – обретение высшей власти в стране.

Годы становления Буша-младшего подаются Стоуном ретроспективно на фоне процесса принятия решения о вторжении в Ирак.

Режиссер собрал известных актеров, чтобы они сыграли реальных исторических лиц, формировавших политику вместе с президентом и проводивших ее в жизнь. Наиболее интересны и жизнеподобны Ричард Дрефусс в роли вице-президента Дика Чейни и Тоби Джоунс в роли советника-«серого кардинала» Карла Роува. Внешне убедительной Тэнди Ньютон в роли Кондолизы Райс отведена странная роль почти безмолвного резонера, хотя известно, что она имеет доступ к «уху президента» и влияет на него.

Что касается Джоша Бролина, то он очень точен в показе молодого W. и старается не комиковать в характеризации Буша-президента. Актер даже не слишком увлекается достижением внешнего сходства. Для него важнее психологические мотивации поведения героя и их правдоподобность в контексте известных фактов.

Думается, что Стоун совершил ошибку, поставив картину в довольно реалистической манере. Некоторые редкие эпизоды, как привидившеяся W. во сне сцена конфронтации с отцом в Овальном кабинете, предполагают, что фильм только бы выиграл, будь в нем побольше символизма.

По иронии судьбы отец Джоша Бролина, актер Джеймс Бролин (женатый на известной стороннице демократов Барбаре Стрейзанд), сыграл президента Роналда Рейгана в телефильме о жизни куда более популярного президента-республиканца.