Лекарства, которые спрятаны у всех на виду

Согласно официальным данным, до 45 миллионов американцев не имеют медицинской страховки. Это часто упоминают сторонники реформы здравоохранения в США. Однако мало кто говорит о том, что миллионы людей получают бесплатную медицинскую помощь в местных благотворительных клиниках, а бесплатные лекарства – от фармацевтических компаний. В прошлом году лидером стала фирма Pfizer, пожертвовавшая лекарств на 800 млн долларов для лечения миллиона, ста тысяч пациентов. На втором месте – AstraZeneka, которая в рамках своих программ фармакологической помощи – сокращенно по-английски ПАП – предоставила бесплатно лекарственных препаратов на полмиллиарда долларов.

Робин Ли Хорн – фармаколог в клинике, которая обслуживает малоимущих, не имеющих медицинской страховки жителей штата Вирджиния. Клиника существует на дотации штатных и местных властей. Робин говорит, что в большинстве случаев не только пациенты, но и врачи понятия не имеют о существовании программ фармакологической помощи.

Фармаколог Хорн получает 23 наименования лекарственных препаратов для пациентов своей клиники. Иногда ей приходится часами сидеть у компьютера в поисках подходящей программы ПАП из-за того, что у всех фармацевтических компаний разные критерии, которым должны отвечать претенденты на получение бесплатных лекарств. К примеру, не имеющий медицинской страховки пациент с доходом до 30 тысяч долларов в год на человека или до 60 тысяч на семью, не может рассчитывать на помощь фирмы Johnson & Johnson или Bristol-Myers Squibb. Однако тот же больной вполне отвечает требованиям для участия в программах компаний AstraZeneka или GlaxoSmithKline, даже если зарабатывает на пару сотен долларов в год больше установленного минимума.

Разобраться во всех этих тонкостях фармакологу Хорн помогает некоммерческая организация NeedyMeds, веб-сайт которой служит источником информации для 10 тысяч человек ежедневно. Основатель и глава NeedyMeds доктор Ричард Сэгал согласен с Робин Ли Хорн, что информация о программах фармакологической помощи – это, по его словам, «секрет, который спрятан у всех на виду».

Однако Карисса Лаур, директор программ ПАП фирмы AstraZeneka, сказала «Голосу Америки», что по данным опроса, проведенного ее компанией, в 35% случаев пациенты узнают от врачей и фармацевтов о возможности участия в программах ПАП. Кроме того, AstraZeneka – первая фармакологическая фирма в США, которая начала рекламировать в СМИ свои программы бесплатной фармакологической помощи, существующие уже 30 лет.

Робин Ли Хорн и доктор Сэгал дают положительную оценку доброй воле компаний, которые оказывают бескорыстную помощь больным людям, но считают, что наиболее распространенный способ маркетинга – в виде прямых контактов представителей компаний с врачами – оставляет в неведении значительное большинство тех, кто остро нуждается в такой помощи. «Если больной человек не знает, что может получить необходимые лекарства от фармакологических компаний бесплатно, то ему и в голову в не придет открыть их веб-сайты или позвонить по справочному телефону программы ПАП», – говорит Робин Ли Хорн.

За 12 лет работы NeedyMeds Ричард Сэгал пришел к выводу о необходимости более широкого информирования общественности о том, какие лекарственные препараты и в течение какого срока могут получать бесплатно от фармацевтических компаний люди с низкими доходами, не имеющие медицинской страховки.

Карисса Лаур сказала, что AstraZeneka, как и другие фармацевтические компании, имеющие представительства во многих странах мира, заинтересована в том, чтобы выпускаемая фармацевтическая продукция была доступна людям, для которых она предназначена. Донести такую помощь в разные страны мира – задача американских неправительственных некоммерческих организаций, сотрудничающих с фармацевтическими фирмами. Одна из них – AmeriCares – за 25 лет своей работы доставила пожертвованных лекарств и медоборудования более чем на 7,5 млрд долларов в 137 стран мира.

Как правило, фармацевтические компании исключают из своих программ ПАП лекарственные препараты, стоимость которых значительно сокращается после того, как фирма теряет право эксклюзивного производства данного препарата. Однако бывают и исключения. «С 1978 года мы выпускали препарат для лечения рака молочной железы. И даже после того, как он стал дженериком, он оставался в списках наших программ ПАП до тех пор, пока несколько лет назад AstraZeneka не прекратила его производство», – отметила Карисса Лаур.

По оценкам Ричарда Сэгала, американские фармацевтические компании предоставляют бесплатно три с половиной тысячи наименований лекарственных препаратов от широкого спектра заболеваний, включая хронические.