Белорусский вопрос в дискуссии «Голоса храбрых: выступление в защиту узников совести»

В дискуссии «Голоса храбрых: выступление в защиту узников совести», которая была организована 24 июля в Нью-Йорке миссией США при ООН, прозвучал и белорусский вопрос. На семинаре выступила дочь Александра Козулина – оппонента режима Лукашенко, а ныне политзаключенного.

Слушания и конференции по ситуации в Беларуси – сегодня довольно частое явление. Насколько они эффективны? Какие возможные шаги международного сообщества могли бы изменить сложившуюся ситуацию в Беларуси? На эти вопросы Русской службе «Голоса Америки» ответили по телефону из Минска известная белорусская журналистка Ирина Халип и политолог Андрей Федоров.

Ирина Халип: На мой взгляд, такие мероприятия полезны, так как они дают возможность информировать представителей определенных международных структур, фондов, правительственных и неправительственных организаций о том, что происходит в той или иной проблемной стране. К примеру, вы знаете, что в Беларуси существует проблема без вести пропавших оппонентов власти, и в тоже время вы от всего этого достаточно далеки. И вот вы попадаете на такое мероприятие, где видите дочерей Кoзулина, у которых папа сидит в тюрьме, а мама умерла, не дождавшись мужа. Самих их выгнали с работы, потому что они – дочери Кoзулина. Вы видите конкретную семью, которая разрушена, разрушенные судьбы по вине лукашенковского режима. И тогда вы начинаете воспринимать это более остро, не как абстрактную проблему, существующую в неких резолюциях, а как живую проблему конкретных страдающих людей.

К сожалению, очень часто международные организации пытаются в проведение подобного рода конференций и семинаров уместить всю свою работу, связанную с Беларусью. Такие НПО, фонды говорят: «Мы очень помогаем Беларуси – вот мы провели три семинара». Но в этом случае они помогают лишь самим себе, так как в свой отчет о проделанной работе они могут включить еще три семинара.

На мой взгляд, о той ситуации, которая сложилась в Беларуси, все то, что могло быть сказано, уже было сказано. И мне кажется, что, в частности, США могли бы позволить себе более жесткие шаги. Конечно, введение санкций против концерна «Белнефтехим», несомненно, очень важно. Это серьезный удар, потому что диктаторский режим невозможно уничтожить одними лишь резолюциями. Тем более их уже было принято столько, что, наверное, ими уже можно опоясать экватор. Тем не менее ничего не меняется, да и не изменится.

Диктаторские узурпаторские режимы, как лукашенковский, можно уничтожить только с использованием экономических рычагов. И хорошо, что США двинулись в этом направлении, потому что точечные санкции Евросоюза, такие, как запрет на въезд некоторых белорусских чиновников в государства Шенгенской зоны, ничего не изменят. Это никоим образом не заставит очередного судью, выносящего очередной политический приговор, задуматься, а сможет ли он после этого выехать за границу, потому что он уже давным-давно является составной частью этой системы.

Андрей Федоров: Мероприятия подобного рода бывают самые разные, и как-то их обобщать было бы не совсем правильно. Одни более эффективны, другие менее. Но я полагаю, что без них белорусское демократическое сообщество варилось бы просто в собственном соку, не имея представления о том, как развивались аналогичные ситуации в других странах. Такие семинары и конференции позволяют перенять некий опыт. Да и люди вне Беларуси больше узнают о ситуации здесь. О ней больше узнают лидеры тех или иных государств.

Что касается конкретных шагов, которые смогли бы улучшить ситуацию в Беларуси, то о них давно уже говорит белорусская оппозиция: это создание условий, при которых население Беларуси смогло бы получать как можно больше независимой информации, потому что государственная информация, мягко говоря, далеко не всегда отражает действительность. Пожалуй, это самое главное, чем могли бы помочь Беларуси западные державы, если говорить о реальных вещах.