Расизм и другие варианты

У каждой страны есть свои герои, некоторые из них с мировой славой. В американском пантеоне таким уже на протяжении многих лет был Джеймс Уотсон, который в 1962 году, вместе с британцем Френсисом Криком, совершил одно из крупнейших научных открытий нашего времени — расшифровал структуру двойной спирали ДНК и объяснил биологический механизм наследственности. Среди множества выдающихся американских ученых его особо выделяет тот факт, что он — не иммигрант, а уроженец.

За плечами Уотсона — долгая и плодотворная карьера ученого и научного администратора, популярные книги, в том числе всемирный бестселлер «Двойная спираль». Но в прошлом году эта блистательная карьера дала резкий сбой. Одна из бывших помощниц Уотсона процитировала в своей статье его высказывание о том, что представители черной расы сильно уступают другим в умственном развитии, и что это, судя по всему, вызвано генетическими различиями.

К этому скандалу я сейчас возвращаться не буду, но вот теперь мое внимание привлекла статья об Уотсоне ведущего афро-американского интеллектуала Генри Луиса Гейтса-младшего, опубликованная в сетевом издании TheRoot.

Статья выдержана в совершенно корректном, более того, даже в теплом тоне. Гейтс пишет, что всю жизнь восхищался достижениями Джеймса Уотсона, что лично с ним знаком и что имел с ним обстоятельную беседу по поводу его взглядов.

Главный вопрос, на который Гейтс искал в своем разговоре с человеком, который многие годы бывшим одним из его кумиров: расист ли Уотсон? Потому что именно такие обвинения посыпались в его адрес после злополучных откровений.

По словам Генри Луиса Гейтса, он не считает Уотсона расистом, то есть человеком, верящим в превосходство той или иной человеческой расы. Гейтс предпочитает для Уотсона другой термин, который на русский мне перевести не под силу: racialist, то есть, по его словам, человек, полагающий, что физические и психические различия между людьми могут быть обусловлены их расовой генетикой. Лично мне выбор термина не кажется удачным, поскольку на самом деле это британский вариант слова «расист», но спорить с эти выбором я сейчас не буду.

По словам Уотсона, которые приводит Гейтс, он вовсе не считает, что расу следует принимать во внимание при общении с конкретным человеком, поскольку все люди уникальны. Но он не удивится, если, к примеру, будет найден ген еврейского «интеллекта». Основная защита от расизма — это индивидуальный подход к людям.

Гейтс, одобряя такой подход, тем не менее обращает внимание на его идеализм и непрактичность в нынешних далеких от совершенства обстоятельствах, поскольку именно групповой подход исторически выделил афро-американцев и другие расовые группы в число низших, пригодных лишь к грубому подневольному труду. Исправление этих социальных язв также неминуемо ведет к применению группового подхода, который уже давно практикуется как в США, так и в других странах.

Что же касается расовых взглядов Уотсона, то они в любом случае научно сегодня не обоснованы и, как полагает Гейтс, вряд ли будут обоснованы в будущем. Вот только он умалчивает о медицине, которой давно известно, что ашкеназийским евреям или афро-американцам свойственны весьма специфические заболевания.

Этот довольно болезненный диалог не может не настроить на пессимистический лад. Социальные раны, нанесенные печальным прошлым, заживают мучительно медленно и по сей день не дают нам возможности просто поверить во всеобщее равенство людей, без того, чтобы подыскивать ему научные объяснения. И пока эта боль не будет изжита, у нас нет другого способа вести подобные диалоги, кроме как путем взаимных умолчаний и молчаливых извинений.