«Лукашенко отдает себе отчет, что сейчас может решиться судьба его режима …»

На минувшей неделе в Брюсселе состоялась встреча председателя Европарламента Ганса-Герта Петтеринга с лидером белорусского движения «За Свободу» Александром Милинкевичем и сопредседателем Белорусской христианско-демократической партии Павлом Северинцем, в ходе которой. Глава Европарламента был проинформирован о ситуации с правами человека в Беларуси.

На встрече Петтерингу была вручена петиция с 50.000 подписями белорусов, требующих изменения национального законодательства о свободе совести и вероисповедании. Как сообщают российские и белорусские СМИ, по итогам переговоров, пресс-служба Европарламента распространила следующее заявление Ганса-Герта Петтеринга:

«Я настоятельно призываю белорусские власти освободить всех политических заключенных, в том числе Александра Козулина».

Г.-Г. Петтеринг также призвал Минск «отменить смертную казнь, обеспечить свободную работу СМИ, независимость судебной власти, право граждан на свободные и демократические выборы, уважать демократические ценности и права человека».

«Только выполнение всех этих демократических условий позволит нормализовать отношения между Евросоюзом и Беларусью», – подчеркнул председатель Европарламента.

Белорусский Форум «Голоса Америки» попросил прокомментировать это событие одного из участников встречи в Европарламенте, известного белорусского политика Павла Северинца.

Алекс Кэмпбелл: Г-н Северинец, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем визите в Брюссель, о состоявшихся там встречах, о переданной вами петиции, какова была реакция председателя Европарламента Ганса-Герта Петтеринга?

Павел Северинец: Наш визит был связан с петицией, которая содержала список нарушений права на свободу вероисповедания в Беларуси, и передачей 50.000 подписей, собранных христианскими демократами и белорусскими церквями, призывающими к изменению религиозного законодательства в Беларуси. Передавая эти документы, мы просили руководство Европарламента провести слушания о свободе вероисповедания в Беларуси.

Также, помимо встречи с Г.-Г. Петтерингом, мы встретились с депутатами Европарламента, членами депутатской группы по Беларуси, с польскими депутатами, представляющими «Платформу Обывательску», с прессой, с представителями белорусской диаспоры.

Результатом визита стало заявление председателя Европарламента от 27 мая, в котором он обратился с новым призывом к белорусским властям освободить политзаключенных, и восстановить основные гражданские свободы в Беларуси – свободы слова, ассоциаций и собраний.

Что очень важно, в этом перечне добавилась еще и свобода вероисповедания. Впервые эта существующая в Беларуси проблема была затронута, и, как нам пообещали, отныне одним из основных требований к белорусскому режиму будет прекращение преследования верующих. Можно сказать, что в результате этого визита, и той кампании, которую мы сейчас начинаем, белорусские христиане, верующие, могут стать одной из политических сил, и это очень важное обстоятельство для белорусской демократии.

А.К.: Вы входили в состав делегации объединенной белорусской оппозиции, которая побывала в Вашингтоне в декабре прошлого года, у вас состоялась тогда встреча с президентом Джорджем Бушем, были встречи в Государственном департаменте. Сейчас вы посетили Европарламент. На ваш взгляд, можно ли говорить о том, что позиции Европы и Соединенных Штатов в отношении отличаются?

П.С.: На самом деле, принципиальной разницы нет. И Соединенные Штаты, и Европа отлично понимают, с кем имеют дело. Они хорошо осознают, что этот режим много лет обманывал Россию, получая дешевые энергоресурсы в обмен, так сказать, «на поцелуи», а сегодня пытается таким же примерно способом обмануть и Запад: обменивая политзаключенных в Беларуси, на политические и экономические уступки со стороны ЕС и США.

Однако американская линия остается более жесткой. США как бы играют роль «злого следователя», который предъявляет жесткие требования, а европейская позиция в отношениях с белорусским режимом – это позиция «доброго следователя».
В этом смысле, европейская тактика является методом «пошаговых» переговоров в обмен на уступки по конкретным предложениям.

Американская политика – это заявления, в которых от Беларуси требуют сначала конкретных шагов, и лишь затем может речь идти о диалоге. Поэтому, на мой взгляд, здесь налицо довольно эффективное разделение функций между Европой и США. Америка, по традиции, более напористая, и ведет жесткую линию, Европа – более мягкую. Но эта политика скоординированная, у меня в этом нет сомнений.

А.К.: Осенью в Беларуси предстоят очередные, так называемые, «парламентские» выборы. Мнения демократической оппозиции по поводу участия в этом мероприятии властей разделились: есть партии, которые призывают к бойкоту, но есть и такие, которые считают, что политикам не следует пренебрегать возможностью участия в предвыборной кампании. Какова позиция вашей партии?

П.С.: Христианские демократы стоят на позиции, которую, как мне кажется, должны будут принять, все ведущие политические силы Беларуси. Она заключается в том, что приглашать людей голосовать на этих выборах, было бы аморально, поскольку выборов, как таковых, нет. А вот участвовать в предвыборной кампании в качестве кандидатов, насколько это возможно, и насколько это позволит политическая ситуация – это делать нужно.

Говорить с людьми, приглашать их на площадь, приглашать их к участию в политической деятельности оппозиции – это как раз то, что необходимо сегодня, то есть вести кампанию «от двери к двери».

Вместе с тем, еще раз повторю, участвовать в самом процессе голосования, на мой взгляд, было бы просто политически неправильно и аморально. Поэтому мне кажется, что политическая оппозиция договорится о снятии своих кандидатов в момент начала, так называемого, досрочного голосования, то есть начала масштабного обмана белорусских избирателей за 5 дней до начала до выборов.

А.К.: Почему, на ваш взгляд, президент Александр Лукашенко пошел на обострение отношений с Вашингтоном именно сейчас – я имею в виду недавний дипломатический скандал?

П.С.: Это один из результатов обострения общей внутриполитической ситуации. Лукашенко понимает, что он рискует, он понимает, что игра идет на повышение ставок. Он ясно отдает себе отчет, что сейчас может решиться судьба его режима, и поэтому он, как довольно опытный политик, старается сыграть на опережение, и исключить США из числа факторов, которые влияют на ситуацию в Беларуси, потому что Вашингтон, повторю, проводит политически жесткую линию, и это пугает режим.