Прецедентом в новейшей политической истории России называют арест и предъявление сразу двух статей Уголовного кодекса РФ председателю петербургского отделения партии «Яблоко» Максиму Резнику. Ему инкриминируются «Оскорбление представителя власти» (статья 319) и «Нападение на представителя власти» (статья 318 часть 1). Напомним что он был задержан в 2:30 ночи 3 марта около регионального офиса партии «Яблоко», когда, по его собственному утверждению, он пытался разнять дерущихся.
Во вторник Дзержинский суд Санкт-Петербурга вынес решение о том, что Максим Резник должен пребывать в изоляторе временного содержания в течение всего срока следственных действий.
В поддержку Максима Резника выступили участники Марша несогласных, прошедшего в городе на Неве в понедельник. За него заступились не только однопартийцы из Москвы, не только представители долгое время конкурировавшего с «яблочниками» Союза правых сил, но даже депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, куда он баллотировался год назад. Тогда список самой популярной оппозиционной партии был отвергнут Горизбиркомом под предлогом «слишком высокого процента недостоверных подписей».
В начале марта этого года стало известно, что раздробленная оппозиция в очередной раз попытается собрать объединительный съезд. Председателем оргкомитета съезда, намеченного на 6 апреля в Санкт-Петербурге, стал Максим Резник.
Адвокат Борис Грузд, согласившийся представлять интересы арестованного лидера питерских «яблочников», на вопрос, была ли эта акция политические мотивирована, ответил: «Да! Да! И это прямо записано в постановлении следователя и постановлении суда. Мы будем обжаловать это постановление, и надеяться на то, что вышестоящая инстанция, может быть, прислушается к нашему мнению. В том числе, я не исключаю, – из-за возмущения, которое возникло в обществе в связи с этим необоснованным и незаконным решением».
В минуты опасности у российской оппозиции проявляются ее лучшие черты, а именно - солидарность с попавшими в беду коллегами вне зависимости от политических убеждений в более «мирное время». Так, лидер петербургского отделения СПС Леонид Гозман распространил заявление, в котором есть такие строки: «Региональное отделение СПС считает уголовное преследование Максима Резника политической провокацией, направленной против всех демократических сил Санкт-Петербурга и России. Мы выражаем солидарность с Максимом. Желаем ему мужества и скорейшей победы».
Один из лидеров петербургского Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик так оценивает происходящие события:
«На мой взгляд, Максим Резник, безусловно, не стал бы скрываться от следствия, не уходил бы в подполье, не сбежал бы в Лондон. И та мера пресечения, которая выбрана в отношении него судом, на мой взгляд, совершенно негуманна и избыточна. Очевидно, что человек, занимающийся публичной деятельностью в политической сфере, человек достаточно известный в городе и дорожащий своей репутацией, не бегал бы от следователей и от суд, и вполне мог бы находиться все время ведения следствия под подпиской о невыезде».
Пока же в неподцензурных СМИ распространяется следующее заявление Максима Резника: «С какой стати я мою страну буду отдавать каким-то Путиным и “медведам“? У меня в планах такого не значится. Я буду бороться за свободу и справедливость в России - извините за пафос - cколько хватит сил, сколько будет возможностей».
Протест защитников, как ожидается, должен быть подан в четверг. В среду зарубежные информационные агентства сообщили, что Максим Резник объявил голодовку.