Впервые сотрудница журнала “The New Times” Наталья Морарь была задержана в аэропорту «Домодедово» в ночь на 16 декабря прошлого года, когда она возвращалась с группой российских журналистов из Израиля. Тогда сотрудники Федеральной Службы Безопасности объявили о нежелательности ее пребывания на территории Российской Федерации и вынудили вылететь в Кишинев, поскольку журналистка является гражданкой Молдовы.
Предположительно, поводом для объявления Натальи Морарь «персоной нон-грата» послужила ее статья в журнале “The New Times”. В публикации рассказывалось о так называемой «черной кассе Кремля», из которой производилась оплата партиям, участвовавшим в минувших выборах 5 Государственной Думы.
Есть также основания предполагать, что недовольство администрации президента России могло вызвать журналистское расследование деятельности ВЦИОМа, обслуживающего интересы действующей власти.
Депортация журналистки вызывала в России резонанс, за Наталью Морарь вступились политики демократического направления, в частности, Борис Немцов. Но на судьбу Морарь это не повлияло.
Затем, Наталья была в Германии на представлении ежегодного доклада организации «Репортеры без границ». По итогам доклада, Россия, наряду с Зимбабве, была отнесена к странам, где журналистам грозит наибольшая опасность. И сам доклад, и присутствие на его оглашении опальной журналистки (в недавнем прошлом – активной участницы коалиции «Другая Россия») вызвали большое недовольство кремлевских властей, что было отражено в официальных СМИ.
А 27 февраля Наталья Морарь вновь попыталась пройти паспортный контроль аэропорта «Домодедово», будучи уже женой российского гражданина Ильи Барабанова (также сотрудника журнала “The New Times”). При этом Илья был уверен, что его жену на этот раз беспрепятственно пропустят на территорию Российской Федерации, ссылаясь на Хельсинскую конвенцию, запрещающую разлучение семьи.
Однако сотрудники пограничной службы аэропорта «Домодедово» забрали у нее паспорт, и через некоторое время объявили, что ситуация по отношению к ней не изменилась, и что она должна вылететь обратно в Кишинев. К журналистке не пустили ее адвоката Юрия Костанова. А первого заместителя главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Владимира Варфоломеева, прибывшего на место конфликта, задержали за, якобы имевшее место, нарушение пограничного контроля.
В результате Наталья Морарь дала согласие вернуться в столицу Молдовы в четверг. Туда же проследует и ее муж, Илья Барабанов.
Руководитель Союза журналистов России Игорь Яковенко так прокомментировал данный эпизод: «Это большой позор: большая сильная страна боится молоденькой журналистки, большие сильные спецслужбы считают, что молодая талантливая журналистка опасна для России».
Добавим, что 17 марта, то есть уже после президентских выборов, в Мещанском суде Москвы состоятся предварительные слушания по заявлению Натальи Морарь о ее незаконной депортации из России.