Что ждет россиян в 2008 году? Размышлениями по этому поводу поделился по телефону с Русской службой «Голоса Америки» Владимир Буковский – известный советский диссидент, ученый, писатель и правозащитник, которого ЦИК России отказался зарегистрировать в качестве кандидата в президенты России.
Инна Дубинская: Настроения россиян стали более оптимистичными в этом году, чем в прошлом: таковы данные опроса ВЦИОМа. Как вы думаете, что им принесет 2008 год?
Владимир Буковский: Я не заметил, чтобы они стали более оптимистичными. У меня, наоборот, впечатление, что уныние сейчас гораздо большее, чем было. Я был в России в октябре, а затем в конце ноября – начале декабря. Даже за эти полтора месяца было заметно, насколько народ приуныл. Думские выборы произвели на всех совершенно гнетущее впечатление. Люди растеряны, унылы. Все говорят только одно: «Ну что же, мы теперь жить, как в «банановой республике? Так получается?»
И.Д.: Российские СМИ сейчас ссылаются на поддержку Запада внутриполитических шагов Кремля. Какой сигнал это посылает российскому обществу?
В.Б.: Прежде всего это посылает очень плохой сигнал правителям в России. Это им показывает, что они абсолютно безнаказанны, могут делать все что угодно, и никто им ничего не скажет. То есть это поощряет их вести себя еще более нагло, еще более жестоко, еще более недемократично. Если хотите, еще более агрессивно, потому что эти вещи связаны. Для режимов такого рода нужен внешний враг и внутренний враг. Внешнего врага они себе все время упорно создают. В результате растет напряженность в международных отношениях с ближним зарубежьем, и не только… Все это делает ситуацию еще более опасной.
И.Д.: На Западе многие считают, что президент Путин создал стабильность в российском обществе. Недаром ведь журнал «Тайм» назвал его «Человеком 2007 года»…
В.Б.: (Смеется) Журнал «Тайм» называл в свое время «Человеком года» кого угодно: и Гитлера, и Сталина, и Горбачева! Журнал «Тайм» – для меня не показатель. А разговоры насчет стабильности – это абсолютный перепев кремлевской пропаганды. Что такое стабильность? Мне это в данном смысле непонятно. Потому что если это стабильность, достигнутая путем политических репрессий, убийств, фальсификаций выборов, то такой стабильности не надо. У Сталина тоже была такая стабильность.
И.Д.: Почему только политические репрессии? Народ ведь стал жить лучше…
В.Б.: Я сейчас поездил, посмотрел. Конечно, далеко от столиц я уехать не мог, времени было маловато для этого. Однако, судя по всему, – и по разговорам, и по впечатлениям, – это лишь видимое благополучие. Его достигли какие-нибудь 15% населения. Такие стабильность и процветание – условные.
Есть высокие цены на нефть и газ. Это, между прочим, не заслуга российского руководства, это объективная данность. Пока эти цены высоки – да, есть некие избыточные доходы, большие, чем обычно. Но, во-первых, эти доходы временные, завтра упадет цена и ничего этого не будет. А во-вторых, до всего общества эти деньги не доходят. Это говорят абсолютно все, кто ездит по провинции. В российской глубинке все как было, так и есть.
И.Д.: Удивила ли вас реакция на Западе и, в частности, похвала госсекретаря США Кондолизы Райс в адрес объявленного преемника Путина еще до того, как в России состоялись президентские выборы?
В.Б.: Я живу на Западе тридцать с лишним лет, и все это уже видел. Это каждый раз происходит. Каждый раз мы пытаемся что-то сказать, возмутиться, но нет, ничего не помогает.
И.Д.: Что конкретно вас возмутило в этот раз?
В.Б.: Скажем, поздравили Путина с проведением думских выборов. Ну как же можно с такими вещами поздравлять?! Ни один международный наблюдатель не признал эти выборы состоявшимися и легальными. С чем же вы его поздравляете? С тем, что он нагло, открыто подделал выборы, да? И вот весь мир – президенты, премьер-министры – поздравляют! Этим они расписываются в собственной слабости, совершенно не понимая, что показывать слабость этому режиму нельзя, что от этого он только наглее будет. Умиротворение никогда ни к чему хорошему не приводило.