Как Америка из страны третьего мира превращалась в супердержаву

В своей новой книге «Вот что сотворил Господь» историк Даниэл Уолкер Хау описывает времена огромных преобразований, пережитых Америкой в XIX веке. Книга начинается 1815 годом, когда, по словам Хау, США были аналогом сегодняшней страны Третьего мира.

«Люди, – рассказывает автор, – жили изолировано друг от друга на небольших фермах, их быт был напрямую связан с сезонными перепадами погоды и количеством световых часов. Они сами производили то, что потребляли: мужчины – еду, женщины – одежду для всей семьи».

Расстояния были огромными. К 1815 году США были одним из самых больших государств мира, и страна постоянно расширялась. В 1803-м году президент Томас Джефферсон удвоил размеры США, выкупив у Франции Луизиану. В 1825 году был открыт канал Эри, который тут же стал важной водной артерией для штата Нью-Йорк.

По словам Даниэла Хау, канал закрепил экономическую связь между средне-западным и северо-восточным регионами, способствовал росту города Нью-Йорк и экономической интеграции регионов в целом.

В это время произошла революция в сфере связи. Впервые в истории скорость передачи информации превзошла скорость почтовой лошади. Телеграф, созданный Сэмюэлем Морзе, облегчил «дальнобойную» торговлю сырьем, например, хлопком, который выращивался в южных штатах и вывозился на Север и в Европу.

«Котировки цен на хлопок в Нью-Йорке, – говорит историк Даниэл Хау, – были крайне важны для жителей Мобила, Саванны и Нового Орлеана. Легкий доступ к ним резко повысил эффективность организации производства и торговли».

Телеграф способствовал росту торговли еще в одном аспекте: он позволял быстро проверить платежеспособность покупателя и перевести деньги, что фактически резко сократило расстояние между городами.

Название книги «Вот что сотворил Господь» взято из текста самого первого послания, которое было отправлено Морзе в 1844 году. Эта фраза – из Библии, и отражает, по мнению Даниэла Хау, важность религии в те времена. Она выражалась, среди прочего, в создании разными конфессиями своих школ и колледжей.

По словам автора, пароходы и железные дороги связали между собой быстро растущие города, благодаря чему у талантливых и амбициозных молодых людей открылись новые возможности.

«Прекрасным примером тому, – продолжает Даниэл Хау, – является Авраам Линкольн, который не унаследовал от своего отца Томаса никакого интереса к земледелию. Вместо того чтобы помогать отцу, вкалывавшему от рассвета до заката, он предпочитал читать книжки».

Получив минимальное образование, Линкольн покинул отцовскую ферму, занялся изучением книг по юриспруденции и стал адвокатом.

Действие книги Даниэла Хау заканчивается в 1848 году, когда был подписан договор о прекращении войны с Мексикой, в результате которой Мексика уступила США территорию нынешних юго-западных штатов. По словам автора, издатель обязал его поставить точку на этом событии, поскольку следующая книга Оксфордской серии начинается с 1848 года.

«Мне, конечно, пришлось подлаживаться, – рассказывает Даниэл Хау. – Тем не менее, я очень доволен тем, что книга кончается на этой дате, и не только в связи с подписанием Договора Гвадалупе Идальго, но и потому что в этом году в Сенека-Фоллз состоялся первый съезд движения суфражисток. Это начало новой эры в жизни Америки».

По словам историка, съезд сторонников женской эмансипации в местечке Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, заложил основу вхождения женщин в политику и в другие, прежде «мужские» профессии. Тогда же стало расширяться движение за отмену рабства.

Даниэл Хау считает, что первая половина XIX века предопределила самые важные исторические события, которые произошли позже.