Гостем Русской редакции «Голоса Америки» был Андрей Гидаспов, основатель и глава фирмы международного консалтинга в области информационных технологий и телекоммуникаций, автор книги «На гребне российского технологического бума: руководство на пути к успеху делового сотрудничества и партнерства». Книга опубликована издательством Futuretext.
Инна Дубинская: Андрей, Ваш тезка, президент Американской торговой палаты в Москве и неоднократный участник программ «Голоса Америки» Эндрю Сомерс, написал такой отзыв: «Важность этой книги в том, что она изнутри показывает трудности и возможности динамичного сектора информационных технологий в России».
А бывший директор Бюро министерства торговли США по развитию международного делового сотрудничества Таня Шустер считает, что, цитирую, «На гребне российского технологического бума» - великолепный ресурс для компаний, заинтересованных в бизнесе на российском рынке». Что отличает Вашу книгу от других аналогичных изданий?
Андрей Гидаспов: Моя книга – это Wikipedia, «Желтые страницы» и «Одинокая планета» одновременно. Похожих книг по этой теме просто нет.
И.Д.: Что вдохновило Вас написать пособие о том, как успешно вести бизнес и находить партнеров с российскими ИТ компаниями?
А.Г.: Я написал книгу по трем причинам.
Прежде всего, конечно, исходя из огромного потенциала отрасли инфокоммуникаций. Это же самая динамичная отрасль в России сегодня! А много ли об этих возможностях пишет западная пресса? Увы, не много. А ведь этот рынок в 2006 году «весил» порядка 40 млрд. долларов, плюс стабильный рост в 20-30%, а в каких-то сегментах и под 40%!
Поэтому я хотел рассказать зарубежным читателям, будущим инвесторам и бизнесменам, о том, что нового происходит в этом секторе, каковы последние тенденции, какие ниши могут быть интересны для сотрудничества в России. По сравнению с теми же европейскими или американским рынками инфокоммуникаций, где рост 3%-4%, российский рынок постоянно в темпе.
Но здесь мы подходим к главному вопросу – как найти правильного партнера? Ведь негативные материалы в прессе, дело ЮКОСа, пиратство и прочее, все это заставляет будущих инвесторов задуматься. Конечно, нужен взвешенный подход. Я обращаю внимание читателей - вот здесь существуют такие-то барьеры, даю рецепты, как их возможно преодолеть. Т.е., резюмируя первый пункт – это просветительская, если хотите, деятельность.
Следующая причина – возможность рассказать, поделиться своим опытом работы в консалтинге в секторе инфокоммуникационных технологий. Фактически я проработал в Коммерческой службе министерства торговли США, которая многим россиянам известна, как Торгпредство США, около 10 лет, с 1995 по 2004 годы. Плюс уже четыре года я занимаюсь своим бизнесом. За это время я накопил массу практической информации о том, как нужно действовать при вхождении на рынок России и СНГ.
Поэтому и книгу я построил таким образом. Это по сути, справочник-пособие о том, как можно (специально подчеркиваю - можно) правильно начать работать в России. Предлагаю сотни контактов… Вы знаете, эта фактически базовая информация для многих зарубежных компаний сегодня просто недоступна. Если представитель какой-нибудь американской компании зайдет на ГУГЛ или какой-нибудь другой поисковый портал и захочет найти, например, список российских дистрибуторов сетевого оборудования, то у него ничего получится. Таким образом, вторая задача книги – это дать практическое приложение к решению данных вопросов, можно сказать, вспомогательная часть.
Ну, а третья причина – идея показать мой личный взгляд на Россию и русских, на то, как понять «загадочную русскую душу». Как вообще понять, что происходит и будет происходить в России? Как делают бизнес в России? Бизнес эволюционирует. Россия меняется. Сегодняшняя Россия – это далеко не Россия начала 90-х. Тем паче, еще быстрее меняется бизнес высоких технологий.
Как увидеть Россию глазами русского? Чем это взгляд отличается от американского? Здесь я делаю экскурс в историю, рассказываю русские сказки. Да-да не улыбайтесь, на самом деле, русские сказки – это как ДНК нации, эссенция накопившегося опыта.
Более того, одной из моих задач в написании книги было сделать ее интересной, читабельной, если хотите. Т.е., чтобы ее читали не только предприниматели или бизнесмены, а чтобы их супруги или знакомые, увидев ее на столе, пролистали и сказали: «Интересно, а я и не знала, что Иван Грозный первым пригласил зарубежных специалистов в Россию». Как я, шутя, говорю своим родственникам или знакомым, которые не соприкасаются с инфоком-бизнесом: спокойно читайте первые и последние 50 страниц, найдете много интересного!
Вообще я писал книгу, исходя из своего опыта, пропустив через свою душу, вложил в нее много эмоций и вопросов. В основе книги – десятки интервью с руководителями ведущих компаний отрасли, как российских, так и американских, консалтинговых групп, Американской торговой палаты в России, министерства торговли США, специализированной прессы.
Тем самым, я хочу сказать, что книга будет интересна самому широкому кругу читателей. На мой взгляд, книга выполняет именно функцию гида. Здесь можно найти информацию на многие вопросы российского рынка инфокоммуникаций, включая вопросы регулирования рынка связи, сертификации оборудования, ИТ-технологии, аутсорсинга. Самое главное, я постарался перечислить ряд альтернативных шагов, которые нужно предпринять чтобы прийти к успешному результату. Причем, Вы знаете, алгоритмов действий может быть великое множество. Любой бизнесмен знает, что существуют десятки ходов, которые могут привести к успеху, но очень важны именно вехи, маяки, магниты, аксиомы, без которых ваш бизнес рухнет как карточный домик.
Моя книга – это мой первый небольшой вклад в улучшении понимания российского бизнеса зарубежными компаниями.
И.Д.: Назовите три главные преимущества, которые сможет получить читатель, изучив Вашу книгу.
А.Г.: Прочитав мою книгу, читатель сможет:
1. Узнать о последних тенденциях на рынке инфокоммуникаций России, а также получить набор рецептов, как правильно начать бизнес в этом секторе от лидеров рынка;
2. Найти более 150 контактов ведущих российских компаний, государственных чиновников сектора, которых он нигде больше не сможет найти;
3. Просто получить удовольствие от чтения по российской истории, культуре, межкультурных взаимоотношениях, сказок и “боевых” советов.
И.Д.: Каковы рецепты успеха на российском инфокоммуникационном рынке?
А.Г.: Чтобы разобраться, как достичь успеха в этой отрасли, нужно задать простые, но важные вопросы. Например, как продать мой продукт? Как сделать так, чтобы мой новый российский партнер понял меня правильно? Нужно ли сертифицировать мое оборудование? Где и как открыть офис в России? Начать ли мне с эксклюзивного дистрибутора или работать с несколькими партнерами?
Все эти вопросы – азбука вхождения на любой зарубежный рынок. Во многих странах, в Европе и США существуют четкие правила ведения бизнеса. А как дело обстоит в России? Например, какая-нибудь маленькая компания из штата Аризона, читая ежедневную выборку новостей о России, может просто испугаться что-то начинать там. Читаем, в России дела идут неважно, закрыли ту или другую фирму, инвесторы уходят, налоговые проверки и борьба с «серым бизнесом» бьет по честным компаниям…
Да, нужно критически смотреть на многие вопросы. Не нужно излучать супероптимизм или энтузиазм. Нужно быть реалистом, а не сюрреалистом. Да, нужно изучить рынок до вхождения, нельзя это делать вслепую. Но как?
Как пошутил представитель одной крупнейшей американской компании в России, «знаешь, Андрей, а это даже хорошо, что у России такой имидж. Нам больше бизнеса достанется! Мы здесь уже более десяти лет, и дела только идут в гору».
Повторюсь: делая бизнес в России, нужно придерживаться сбалансированного подхода. Нужно твердо усвоить, что Ваш МВА или PhD, если и сыграет роль, то вспомогательную. Практически нужно учиться заново!
Я как раз консультировал американские компании именно по работе на рынках телекоммуникаций и ИТ в России. Эту работу можно сравнить с увеличительным стеклом, которое помогало американским фирмам понять, как делать бизнес в России, как найти партнера. За это время у меня накопилось большое количество конкретных примеров - какие ошибки совершают американские компании при вхождении на российский рынок, что нужно сделать по-другому. Оставалось только систематизировать эту информацию и предложить удобный и читабельный продукт.
Самое главное, я постарался предоставить ключевые контакты в ведущих системных интеграторах и дистрибуторах России, в министерствах и ведомствах. Я постарался сделать книгу не просто интересной и полезной в плане содержания, но и также необходимым справочником для серьезно интересующихся рынком инвесторов и компаний.
И.Д.: В книге одна из частей называется «старые проблемы новой России». Что это за проблемы?
А.Г.: В принципе старые добрые классики все уже сказали столетия назад. Можно вспоминать знаменитую фразу Карамзина – «воруют». Можно отдать должное Николаю Васильевичу Гоголю за его «дураки и дороги». Можно еще вспомнить Емелю и Иванушку… Все эти проблемы - коррупция, пиратство, а также бюрократизация - описаны в книге. Для краткости, остановлюсь, наверное, но одной из самых насущных проблем – пиратстве.
Вы когда-нибудь задумывались, что такое пиратство в России, где его корни? Я задал себе этот вопрос, когда начал писать главу о пиратстве. Так вот, оказывается реально первым государственным российским пиратом стал датский моряк Карстен Роде, которого нанял царь Иван Грозный! Во время Ливонской войны, одной из целей которой был выход России к Балтийскому морю, Грозный всерьез задумался о создании флотилии. Но поступил он оригинально: отправил своих посланцев нанять опытного пирата с целью захвата неприятельских кораблей и создании флотилии.
После долгих поисков царские агенты заинтересовали известного датского пирата Карстена Роде. Иван Грозный выделил необходимые средства для набора команды и покупки корабля. Царь ждал от Роде ведения активных боевых действий против шведских, польских и ливонских судов, а также непосредственного захвата кораблей для будущего российского флота. Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшую пушку с каждого захваченного корабля, 10 процентов от всей захваченной добычи и каждый третий взятый в плен корабль.
Ну, а если говорить о сегодняшнем пиратстве, то это скорее взгляд на жизнь. Это, можно сказать, коммунистическая или некая иная утопическая идеология. С одной стороны, идеология «халявы», но с другой - в условиях уравниловки в Союзе люди просто не привыкли платить за то, что представляется им общественной интеллектуальной собственностью. Да, это – интеллектуальная собственность, но почему она должна принадлежать кому-то одному? Почему я должен платить за нее деньги, когда эта собственность всех и вся? Т.е., сама по себе такая концепция не говорит, что это воровство. Первопричина лежит в понятиях.
А вторая причина, естественно, кроется в экономике. Если у тебя зарплата в 200 долларов месяц и столько же стоит зарубежная программа, ты, конечно, программу можешь купить только на «Горбушке».
Сегодня Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров пиратских DVD и других продуктов ИС. Русские пираты - самые искусные в мире. Например, только они смогли взломать защиту от записи стандарта DVD.
Тем не менее в России, конечно же, ведется борьба с пиратством. Пусть это пока верхушка айсберга, но все-таки сдвиги по крайней мере в понимании проблемы уже есть. Так, в сентябре 2006 года Госдума приняла в первом чтении четвертую часть Гражданского кодекса РФ и поправки к УК РФ в части ужесточения ответственности за производство контрафакта. Теперь это преступление переходит из разряда средней тяжести в тяжкое, а срок лишения свободы увеличивается с 5 до 6 лет.
И.Д.: Разве есть еще вопросы, которые непонятны западным компаниям на российском рынке?
А.Г.: На сегодняшний день существует масса источников для прояснения вопроса, как делать бизнес в России. Многие консалтинговые и юридические фирмы получают на этом хорошую прибыль.
Но давайте положим руку на сердце и спросим, перефразируя классика, «можно ли понять Россию умом»? Улыбаетесь? И я тоже. Россия – необычная страна. Китайцы назвали ее «Страна Э» – что значит необъяснимая. Как я написал в книге, нужно обязательно приехать в Россию. Пощупать ее руками…А вообще несмотря на кажущееся обилие информации, я помню случаи, когда представители достаточно крупных компаний не знали, что для приезда в Россию нужна виза!
Другие частые случаи – это, когда американская компания, например, слепо доверяется партнеру, которого нашли в Интернете. После этого у нее быстро уплывают деньги и теряется доверие к рынку.
И.Д.: Что Вы рекомендуете делать американским и российским компаниям для расширения партнерств в области высоких технологий?
А.Г.: Я не открою Америки, сказав, что прежде всего, необходимо найти надежного партнера. Это альфа и омега любого успешного бизнеса. Причем, это важно как для американцев в России, так и для россиян в Америке.
Второе, нужно постараться изучить специфику местного законодательства, понять как действует рынок в вашем сегменте. Нужно четко понимать возможности вашего продукта или услуги на новом рынке.
Приведу пример российских аутсорсинговых компаний. Чем интересны российские программисты? Прежде всего, креативностью и оригинальностью решений. Востребованы они сегодня? Абсолютно. Что не хватает российским компаниям в Америке? Маркетинговых знаний и понимания западного рынка.
Есть еще позитивные примеры. Например, российские производители игр и фирмы, работающие в секторе дополнительных услуг связи, успешно выходят на глобальные рынки, в Европу, США и Азию.
Важный пункт, который мне хотелось бы отметить – нужно обратить внимание на российские регионы. Рост сейчас происходит именно там. Например, Татарстан – динамичный лидер по информатизации республики.
И.Д.: Каковы последние тенденции на российском рынке ИТ и телекоммуникаций? Учитывают ли их западные инвесторы?
А.Г.: Сначала приведу цитату: «Российские программисты и инноваторы представляют собой нечто среднее между Достоевским и Циолковским, Кулибиным и Эйнштейном».
Одним из наиболее впечатляющих сегментов ИТ рынка России стал аутсорсинг - здесь среднегодовой темп роста составил в 2005-2007 годах около 30%, что даже превышает темпы роста ИТ-отрасли в целом. Тем не менее, по мнению исследовательской группы IDC, стремительный рост рынка оффшорного программирования «определяется, скорее, невысоким уровнем развития, чем реальным спросом». По словам аналитиков российские программисты высоко ценятся (особенно в сфере наукоемкого программирования), «за высочайший уровень математической подготовки и постоянно растущий потенциал». Высокий профессионализм вкупе с относительно невысокой оплатой труда становится существенным преимуществом российских разработчиков.
Российская Ассоциация предприятий программного обеспечения РУССОФТ отметила следующие позитивные моменты:
1.Географически Россия ближе к США и Европе, а, следовательно, российское рабочее время больше совпадает с рабочим временем стран-заказчиков, да и личные контакты осуществлять гораздо проще (от Москвы до Лондона всего 3 часа полета, Москва на 40% ближе к Нью-Йорку, чем, например, Бомбей). Это повышает оперативность действий.
2. Россия, в отличие от Индии и Китая, имеет родственную для Европы и США культуру, что упрощает контакты.
3. Российская инфраструктура оценена в мировом масштабе несколько выше, чем инфраструктура других стран, занимающихся офшорным программированием. Аналитический отдел журнала Economist — Economist Intelligence Unit — присвоил России индекс 59, в то время как Индии — 75, а Китаю и Филиппинам — 66. В то же время, американская инфраструктура оценена в 16 единиц.
Кроме того, доля экспортного ПО в структуре отечественного ИТ-рынка ежегодно растет, а компании укрупняются. Есть много показателей того, что Россия станет одной из наиболее привлекательных стран — поставщиков услуг аутсорсинга для разработки ПО. Более того, она может занять лидирующие позиции в тех сегментах рынка, где «требуется высокая добавленная стоимость услуг, имеется серьезный исследовательский компонент и сложные наукоемкие процессы».
Российские программисты разрабатывают софт для разных областей деятельности, однако большая его часть имеет отношение к телекоммуникации, банковской и финансовой сферам. В целом российские разработчики делового и технологического ПО имеют хорошие перспективы на отдельных нишевых и географических рынках России и стран СНГ, например в сегменте лингвистического или антивирусного ПО, где у российских продуктов очень сильные позиции.
Если брать телекоммуникации, то безусловно, это проекты широкополосной связи, Интернет-технологии, мобильная связь и дополнительные услуги связи.
И.Д.: Каковы основные проблемы, которые на Ваш взгляд, присущи российским компаниям при выходе на зарубежные рынки?
А.Г.: На мой взгляд, это – недостаток понимания самого рынка, скоропостижные решения, отсутствие внятной долгосрочной стратегии. Очень часто верхушка компании начинает забрасывать удочку по поводу выхода на тот или иной рынок, а через некоторое время остывает к данной затее. Что автоматически означает потерянные деньги, время и авторитет.
И.Д.: Вы создали компанию и одноименный сайт ГидаБайт. Расскажите о результатах работы.
А.Г.: Целью моего проекта www.gidabyte.com стало как можно более широкое освещение вопросов развития рынка ИКТ России. Популяризация знаний о секторе высоких технологий для англоязычной аудитории. В то время основное время занимал консалтинговый бизнес, и мой сайт служил логическим дополнением, продолжением моего офлайнового бизнеса. Со временем появилась и страничка об азиатском бизнесе. Очень хорошо читается мой электронный вестник – ГидаСкоп, который выходит раз в два месяца. Я рассчитываю на большее расширение аудитории в будущем.
И.Д.: Вы по образованию востоковед, много лет посвятили изучению Китая. В чем отличие бизнеса по-китайски, по-американски и по-русски?
А.Г.: Да, безусловно. Китаистом становятся один раз и уже никогда не оставляют это занятие. Дело в том, что человек, научившись понимать иероглифы, видит мир по-иному. Символически. С другой стороны, мы все сознаем, что Китай – это великая держава будущего. С ним нельзя не считаться. Его нужно кропотливо изучать, чтобы не пропустить момент взлета дракона.
Темпы развития ИКТ сектора в Китае очень впечатляют. Особенно в сфере мобильной связи. Чайна Мобайл – это крупнейший мобильный оператор в мире, число абонентов превышает 400 миллионов! Примеров можно приводить великое множество. Хотел обратить внимание на интересный момент: китайцы стремятся перейти к автономным стандартам для своей страны, пробивают свои технологии, можно сказать, по всем фронтам…Рассказывать можно много, но, боюсь, наше время истекло.
И.Д.: Большое спасибо!