Россия год спустя после убийства Анны Политковской

В среду в Вашингтоне в здании Конгресса состоялась конференция «Россия год спустя после убийства Анны Политковской». На нее собрались представители ведущих институтов политологии, так называемых «мозговых трестов», журналисты крупнейших СМИ – таких как Fox News, NPR, Би-би-си, «Рейтер» и других. Возможно, такой интерес к обсуждению ситуации в России через год после гибели Анны Политковской вызвало участие приехавшего из Москвы главы коалиции политических и гражданских сил «Другая Россия», бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

Открывая конференцию, председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей и глава Комиссии по правам человека Том Лантос сказал, что Анна Политковская, мастер журналистских расследований, была одной из самых удивительных женщин, с которыми ему довелось встречаться. Конгрессмен, бывший узник гитлеровских лагерей смерти, подчеркнул, что Политковская стала жертвой авторитарного режима, и число пострадавших от него продолжает расти. Лантос объявил минуту молчания в память об Анне.

Затем конгрессмен предоставил слово Гарри Каспарову, которого с восхищением назвал «чемпионом российской демократии». Каспаров начал свое выступление со сравнения сегодняшней России с Советским Союзом, отметив, что, безусловно, с тех пор многое изменилось. Но если говорить о ельцинском периоде, продолжал Каспаров, то сейчас в стране стало гораздо хуже.

Эту мысль он развил затем в интервью «Голосу Америки», сказав:

«Ситуация, безусловно, ухудшается, и об этом говорили все на этой конференции. Разгром свободной прессы практически завершен. Разгром демократических институтов и выборы превращены в абсолютный фарс, никто этого даже не скрывают. И поэтому сегодня можно говорить о коллапсе того политического устройства, которое сформировалось в России в 93-м году. С другой стороны, может быть, это шаг вперед: понятно, что создавшийся политический вакуум должен был быть чем-то заполнен. На мой взгляд, постепенно начнут выстраиваться уже новые демократические институты, которые окажутся - и в это хочется верить - устойчивее, чем созданные в 93-м году».

На конференции в Конгрессе присутствовала, приехавшая из Мурманска, журналистка Лариса Арап. Она провела более шести недель в психиатрической больнице после публикации статьи «Дурдом» в мурманском выпуске газеты «Марш несогласных». Лариса рассказала о том, что во время ареста ее жестоко били. В результате были нарушены функции позвоночника, и теперь ей больно ходить. В психушке ее заставляли принимать лекарства, от которых она очень плохо себя чувствовала и не понимала, что с ней происходит. Несмотря на проблемы со здоровьем, Лариса Арап приехала в Вашингтон, чтобы выступить в Конгрессе. Но дома власти ее предупреждали, чтобы она не ездила в Америку. В противном случае ее ждут гораздо худшие неприятности, чем она пережила.

Григорий Явлинский в годовщину убийства Анны Степановны Политковской выпустил пресс-релиз, в котором говорится: «Анна Политковская была не просто политическим журналистом, она была политическим оппонентом власти, противником всей сложившейся авторитарной системы». И на конференции в Конгрессе США, посвященной ее памяти, казалось, снова зазвучал предостерегающий голос российской журналистки, которую лишили жизни именно потому, что ее беспокоила складывающаяся в России ситуация.