У музыки кантри – прекрасное будущее

Музыка в стиле кантри во всех ее вариантах стала весьма прибыльным бизнесом. Ее поклонников становится все больше, и они разбросаны по всему свету. Этот жанр стал неотъемлемой частью американской культуры. И хотя сегодня она приносит музыкантам и продюсерам миллионы долларов, изначально музыка кантри была музыкой бедных.

…Здесь, в Западной Вирджинии, нет роскошных концертных залов, где обычно выступают звезды кантри. Но если вам хочется узнать, куда уходят корни этого музыкального жанра, то фестиваль народной музыки штата Западная Вирджиния был бы подходящим местом. Он проводится ежегодно в городке Гленвилле с 1950 года с целью сохранения и популяризации местной традиционной культуры.

Помимо выступления музыкальных коллективов, здесь обязательно танцуют «сквер-дэнс» – американскую кадриль. Кроме того, у всякого есть возможность принять участие в «джем-сешн», на которых музыканты исполняют импровизации на известные мотивы. Звуки традиционных народных инструментов можно услышать глубоко за полночь, когда совсем незнакомые люди собираются, чтобы поиграть вместе.

В этих местах музыка – это часть общественной жизни. Завсегдатай фестиваля Чарльз Солсбери вырос с ней. «Много народу играет эту музыку, – говорит он. – Они, конечно же, не профессионалы, но они постоянно играют на семейных празднествах и вечеринках. Если дело происходит в наших местах, то по какому бы поводу народ ни собирался, без кантри не обойдется».

Западная Вирджиния лежит в Аппалачах – горном регионе на востоке США. В XVIII веке ее заселили иммигранты, в большинстве своем приехавшие из Шотландии, Ирландии и Англии. Они привезли с собой свои традиции и музыку.

Известный скрипач кантри Джо Доббс говорит, что мелодии Старого Света сохранились в Аппалачских горах, где они передавались из поколения в поколение: «Когда я был ребенком, я всегда слышал вот эту мелодию, у нас она называется «Дядя Джо», но на самом деле это ирландская мелодия «Хоровод мисс Макклеод». Так что эта музыка была завезена сюда теми, кто впервые поселился здесь».

Развешанные на стенах музыкального магазина инструменты отражают разные влияния, которые влились в аппалачскую музыкальную традицию. Здесь и ирландская скрипка-фиддл, и банджо, которую черные рабы привезли из Африки.

Естественно, что иммигранты привезли с собой и песни. Одна из прижившихся здесь традиций – это баллады. Со временем они развились в свой уникальный аппалачский стиль. Исполнитель Джинни Хоукер называет это «одинокой мелодией в горах».

«Она нравится людям, потому что это – настоящая музыка, – говорит Хоукер. – В ней поется о реальной жизни, так, как мы ее чувствуем, поэтому каждый может услышать в ней что-то свое. Поэтому она никогда не отомрет».

Любители кантри считают, что относительная изоляция аппалачского региона с его труднопроходимым горным рельефом способствовала сохранению музыки в первозданном виде.

По словам Джо Доббса, эта местность стала культурным заповедником, откуда традиционные мелодии вновь разошлись по всей Америке в период возрождения народной музыки в 50-е и 60-е годы: «Почему-то люди решили остаться в этих горах. Они продолжали играть дедовские мелодии. Ну и, конечно же, сейчас, когда музыка кантри снова вошла в моду, они продолжают ее играть».

И тот, что на фестивалях кантри так много молодых музыкантов, только убеждает слушателей, что у аппалачской музыки отличное будущее.