Тень коррупции над континентом

В Санкт-Петербургском отделении Фонда Конрада Аденауэра состоялась презентация русского издания книги «Система в ответе за это: коррупция в посткоммунистических странах». Презентацию вела автор – профессор политологии Иллинойского университета в Чикаго, известный специалист по Восточной Европе Расма Карклинс.

«Попробуйте начать разговор в любой посткоммунистической стране, и беседа обязательно перейдет к теме коррупции в государстве. Люди убеждены, что коррупция распространена повсюду, и каждому есть что рассказать», - так начинается книга Расмы Карклинс о коррупции в странах Центральной и Восточной Европы. Название исследования становится понятным в конце первого же абзаца: «Многие цинично полагают, что для того, чтобы жить, они должны «играть по правилам». Именно это вынуждает их делать система».

На самом деле, считает автор, люди, недовольные существованием коррупции, не должны снимать ответственности и с себя за то, что они соглашаются действовать по негласно установленным правилам, типа «все решается телефонным звонком» или «рука руку моет» (эти фразы также приведены в исследовании).

Расма Карклинс родилась в Германии, в городе Марбурге. Получила диплом в Берлинском университете по специальности политология; при этом изначально специализировалась на советологии. Затем продолжила учебу в Чикаго, где сейчас преподает в Иллинойском университета. Гражданка США и Латвии.

В своей работе о коррупции в посткоммунистических странах профессор Карклинс дает четкую формулировку это явления: «Злоупотребление общественным положением в личных целях». А средства борьбы с коррупцией она видит в демонополизации и повышении подотчетности органов власти, что возможно лишь в открытых обществах.

Наиболее благополучными странами в этом плане, по данным автора книги, являются Эстония и Словения, а самая тяжелая ситуация - в России, Казахстане и Азербайджане. В основу своих выводов Расма Карклинс положила судебные дела в отношении высокопоставленных коррупционеров и количество обвинительных приговоров. В итоге автор приходит к выводу, что Россию с каждым годом отличают все худшие рейтинги в отношении коррупции.

Сейчас Россия входит в предвыборный цикл. Как влияют избирательные компании и связанные с этим политические обещания на уровень коррупции в стране? Вот что по этому поводу считает Карклинс:

«Здесь возможны два варианта. Граждане и СМИ начинают обсуждать отрицательные явления, и это является ограничивающим фактором. С другое стороны, во время избирательной кампании очень многое поставлено на карту, и это чревато появлением новых форм коррупции – например, подкуп голосующих или задействование административного ресурса. Кроме того во время избирательной кампании кандидаты нередко обвиняют друга друга в коррупции. Это может быть хорошо и плохо. Если обвинение справедливо, оно ведет к расследование, а если оно ложно, то ведет к деморализации».

В российском обществе бытует мнение, что со взятками и иными
способами корыстного использования служебного положения можно бороться только «железной рукой». Иными словами, «нет на этих коррупционеров Сталина!»

На это Расма Карклинс отвечает: «Я не считаю это правильным, хотя прекрасно понимаю, что многие люди думают именно так. Дело в том, что сильная рука – это монополизация власти, что, в свою очередь, ведет именно к коррупции. Кроме того, сильная рука способна очень хорошо прятать коррупцию – ведь при такой руке не будет ни свободных СМИ, ни противодействующих структур».

И еще об одной особенности книги «Система в ответе за это». В
советские времена у либеральной интеллигенции большой популярностью пользовался «тамиздат». Книги, попадавшие под цензурный запрет в СССР, печатались в США (издательством «Ардис»), Франции («ИМКА-пресс»), Западной Германии («Грани») и подпольно провозились через «железный занавес», где попадали к благодарному читателю.

Сейчас, казалось бы, нет «железного занавеса», и цензура запрещена Конституцией РФ. Однако русскоязычное издание книги о коррупции в странах так называемого «Восточного блока» отпечатано… в Казахстане при содействии посольства США в этой стране. Очевидно, российские издательства считают, что книга Расмы Карклинс не будет пользоваться спросом (в отличие, скажем, от очередной биографии какого-нибудь высокопоставленного отечественного политика). Или просто не хотят осложнений со структурами, которые привыкли решать все проблемы при помощи одного телефонного звонка.