В середине мая Виктор Геращенко объявил о готовности баллотироваться на пост президента Российской Федерации. Его нынешнее заявление можно рассматривать как краткую программу действий в качестве главы государства. Бывший главный банкир страны, ныне пользующийся поддержкой оппозиционного форума «Другая Россия», считает необходимым:
- создать практически с нуля новую российскую армию;
- заняться модернизацией инфраструктуры, износ которой составляет 70%;
- провести структурные реформы экономики, чтобы снизить ее зависимость от сырьевого сектора;
- предотвратить вероятный финансовый кризис, который может разразиться в следующем году из-за массового невозврата долгов крупных компаний;
- ограничить китайскую экспансию на востоке страны.
Каким же образом будущий президент России сможет выполнить столь масштабные и амбициозные задачи? В отличие от спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который неустанно твердит о необходимости увеличения президентского срока, хотя бы после 2012 года, Геращенко считает, что единственный путь из сложившейся ситуации – в передаче части президентских полномочий парламенту. По его мнению только так можно «погасить жесткий конфликт групп влияния вокруг кандидатуры преемника».
Фактически же глава ЮКОСа обосновал то, о чем предупреждают российские политологи: популярность Владимира Путина не перейдет автоматически ни одному из его вероятных преемников, а концентрация власти в руках нынешнего президента начнет расползаться сразу же после того, как он передаст полномочия новому главе государства.
«Во-первых, потому что в элитах быстро исчезает священный трепет, источником которого был ушедший лидер. Во-вторых, потому что преемник уже не является политической фигурой, приемлемой для всех или почти всех», - считает Виктор Геращенко. И это – неизбежно: потому что ни один из кремлевских кандидатов, заняв пост президента, (цитирую) «не породит ни в элитах, ни в народе почтения, сравнимого с отношением к Путину, и не будет однозначно принят в качестве верховного арбитра».
Нынешнюю же предвыборную ситуацию Виктор Геращенко характеризует так: «Борьба между потенциальными преемниками представляется внешнему наблюдателю как подобие некоего конкурса красоты, победитель которого получает шикарные, притом необязывающие призы, – дорогой автомобиль с сопровождением, роскошную государственную резиденцию и так далее».
Кроме того Геращенко убежден, что следующий президент России, даже будучи формально провозглашен «продолжателем дела Путина», фактически должен будет отказаться от принципов так называемой «управляемой демократии». А это подтверждает устоявшуюся в России традицию, при которой каждый следующий правитель, будь то император, генсек или президент, проводит принципиально иную политическую линию, чем его предшественник.