США и Россия: активный диалог

Завтра, 9 марта, в Вашингтоне состоятся консультации заместителя министра обороны США по вопросам политики Эрика Эделмана и начальника главного управления международного сотрудничества минобороны России Анатолия Мазуркевича. Созданная год назад группа Эделман-Мазуркевич обсудит проблемы региональной и глобальной безопасности, в том числе вызвавшие особую обеспокоенность в Москве планы Вашингтона по размещению американской системы ПРО противоракетной обороны в Чехии и Польше. Насколько такие контакты помогут остановить существенное похолодание двухсторонних отношений и даже сползание к открытой военно-политической конфронтации?

Нынешнюю встречу можно рассматривать в контексте нового американо-российского активного диалога, толчок которому, как это не удивительно, положила мюнхенская речь Владимира Путина – речь, которую кое-кто из обозревателей уже поспешил сравнить с классическим выступлением Черчилля в Фултоне в 1946 году, положившем начало «холодной войне». Впрочем, следствием нынешней мюнхенской речи стало наоборот желание обеих сторон расширить диалог… И одно это уже обнадеживает.

Примерами такого «нового диалога» стали уже через десять дней после Мюнхена берлинские беседы госсекретаря США Кондолизы Райс и министра иностранных дел России Сергея Лаврова, а также визит в Москву помощника президента США по национальной безопасности Стивена Хэдли. Как известно, Хэдли не только обсуждал в Москве программу развития ПРО, но и изложил (в некоторой степени неожиданно для Кремля) планы США по созданию новых ядерных боеголовок.

Комментируя все это, профессор московской Высшей школы экономики Максим Братерский считает, что с помощью новой инициативы американская сторона намерена восстановить действие так называемого «второго трека» – системы дополнительных каналов взаимного информирования и консультаций, действовавших еще в годы «холодной войны» параллельно с официальными дипломатическими каналами. По мнению эксперта, сегодня, когда Россия определилась со своей внешнеполитической доктриной, необходимость в дополнительном канале взаимного информирования возникла снова. Похоже, что это осознают не только в Вашингтоне, но и в Москве. И завтрашний визит высокопоставленных российских военных на берега Потомака в какой-то степени подтверждает это.

Как пишет «Независимая газета» со ссылкой на свои источники в военном ведомстве, нынешняя делегация России намерена обратить внимание на то, что размещение в Европе позиционного района глобальной ПРО США означает, по мнению Кремля, не что иное как придание передовым американским военным группировкам на континенте стратегических компонентов, которых до сих пор у них не было.

Вместе с тем российская сторона признает, что нынешний компонент ПРО (10 противоракет в Польше и 1 радар в Чехии), разумеется, не является серьезной военной угрозой для России. Но опасность для Москвы представляет сам процесс наращивания такого потенциала в других странах Европы и по всему миру. Предполагается, что делегация Анатолия Мазуркевича еще раз озвучит заявление начальника российского генштаба генерала Балуевского о том, что Россия при нарастании угроз своей безопасности не исключает в перспективе выхода в одностороннем порядке из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.

Вместе с тем в самой России все-таки понимают серьезность последствий такого шага. Понимают, что даже при самой благоприятной конъюнктуре цен на нефтегазовом рынке страна неспособна участвовать в новой гонке стратегических вооружений и идти на конфронтацию с Западом. Правда, в России сегодня все чаще раздаются и заявления о необходимости тесного военно-политического блокирования с Китаем и Индией. Но при этом, похоже, мало кто представляет, какую двойственную и непривычную роль «младшего брата» теперь придется играть Москве в таком далеко не безоблачном союзе, в сравнении с которым продвижение НАТО на Восток может оказаться детскими шалостями.

Впрочем, надо учитывать, что нынешняя антиамериканская риторика российского политического руководства зачастую отражает настроения в современном российском обществе или даже следует за ними. Например, по данным Левада-центра, мюнхенскую речь президента Путина, выдержанную в тоне советской пропаганды, в целом одобрило большинство населения страны. Не согласны с ее направленностью только 7 процентов опрошенных. Одновременно 38 процентов респондентов, что России не стоит обращать внимание на критику со стороны Запада…

И еще. Продолжает устойчиво снижаться (44%) и доля россиян, позитивно относящихся к Соединенным Штатам. До критической цифры 1999 года – 33% – пока далеко. Но если все пойдет нынешними темпами, то уже через год-два враждебность в отношениях может вернуться к уровню времен югославской войны. И хотя по данным социологов американцы в целом сегодня более благожелательно относятся к России, чем россияне к США, тенденция здесь, увы, отрицательная. Вот почему сейчас можно только приветствовать оживление американо-российского диалога на самых различных уровнях. В том числе на уровне контакта военных ведомств, один из которых и пройдет завтра в Вашингтоне.