Обзор печати от 5 февраля 2007 г.

Неутомимый Путин. Американские СМИ продолжают комментировать ежегодную пресс-конференцию Владимира Путина. «Президент России был заметно расслаблен и излучал уверенность, - сообщает из Москвы корреспондент «Крисчен сайенс монитор» Фред Уэйр. - Продолжавшаяся в Кремле почти четыре часа пресс-конференция собрала рекордное число журналистов – 1139. Не исключено, что эта встреча была для Путина последней на посту президента. В своих ответах он затронул широкий круг вопросов и без запинки подкреплял их статистическими выкладками».

«В отличие от своего американского коллеги Джорджа Буша, которому приходится отбиваться от нападок со всех сторон, Путин вступает в последний год своего правления с 85% рейтингом. У него нет политических конкурентов, и он имел возможность представить собравшимся благоприятную картину экономических перспектив. Хотя пресс-конференция происходила в строго заданном формате, настроение в кремлевском зале было чуть ли не праздничное. И Путин не разочаровал. По мнению большинства экспертов, его ответы не были заранее заготовленными, иначе более 300 иностранных журналистов наверняка отметили бы подвох. Критики Путина считают, что растущая продолжительность пресс-конференций ярко характеризует режим, созданный за годы его правления. Тем не менее, на один вопрос, интересовавший журналистов больше всего: кто станет его преемником? - Путин так и не ответил», отмечает выходящая в Бостоне «Крисчен сайенс монитор».

Нефтяной урок. Один из своих ведущих колумнистов «Нью-Йорк таймс» Томас Фридман в заметках из Москвы подчеркивает, что одной из главнейших причин распада Советского Союза стало резкое падение мировых цен на нефть. Аналогичная угроза, по его мнению, может нависнуть и над нынешними правителями Ирана. Автор упоминает о разительных переменах в российской столице. «Пять лет назад на то, чтобы добраться от Кремля до аэропорта «Шереметьево» мне потребовалось 35 минут. В минувший понедельник та же поездка заняла два с половиной часа. До самого аэропорта тянулся нескончаемый шлейф машин. И это неудивительно: пять лет назад в Москве насчитывалось 300 тысяч автомашин, сегодня – 3 миллиона».

Обозреватель «Нью-Йорк таймс» видит в московском изобилии прямое следствие притока нефтедолларов: «Поэтому то, как Россия будет распоряжаться своим сверхизбытком энергоресурсов, придает ситуации исключительную важность. В беседе с известным российским экономистом Владимиром Мау я подчеркнул, что СССР развалился после того, как цены на нефть вскоре после прихода к власти Горбачева упали до 10 долларов за баррель. Именно это сыграло ключевую роль в распаде СССР, а не политика Рональда Рейгана. В будущем та же история может произойти с Ираном. У иранских правителей возникнет множество проблем, и тогда, как знать, не появится ли в Тегеране свой айятолла Горбачев», - заключает Фридман.

Обоснованная тревога. Статья Михаила Горбачева по проблеме ядерного разоружения на дискуссионной полосе «Уолл-стрит джорнэл» явилась откликом на опубликованное в том же издании эссе четырех видных американских деятелей – Джорджа Шульца, Уильяма Перри, Генри Киссинджера и Сэма Нанна – под заголовком «Мир, свободный от ядерного оружия». «Это эссе, - отмечает бывший генсек ЦК КПСС и президент СССР, - поднимает вопрос величайшей важности о необходимости ликвидации ядерного оружия. Как человек, подписавший первые договоры о реальном сокращении ядерных вооружений, я считаю своим долгом поддержать призыв к немедленным действиям».

Горбачев напоминает о первых соглашениях на американо-советских саммитах в Рейкьявике и Женеве в 1985-1986 годах. Они касались сокращений арсеналов ядерных ракет ближнего и среднего радиуса и сокращении стратегических ядерных вооружений. Этим договорам сопутствовали и другие позитивные перемены в международной обстановке, увенчавшиеся прекращением холодной войны. К сожалению, констатирует экс-президент СССР, надежды на установление нового, более демократического мирового порядка не сбылись: «Пришедшие после нас политические лидеры не сумели воспользоваться возможностями, открывшимися после окончания холодной войны. В результате этого вопиющего промаха продолжающееся распространение ядерного оружия представляет возрастающую угрозу человечеству».

«Договор о нераспространении ядерного оружия уже подвергается сильному давлению, - пишет инициатор перестройки. - Превращение Индии и Пакистана в ядерные государства, ядерные программы Северной Кореи и Ирана предвещают еще более опасные проблемы, с которыми нам придется столкнуться, если нынешняя ситуация не будет преодолена. Кроме того, возникла новая угроза попадания ядерного оружия в руки террористов. Она стала вызовом нашей способности к международному сотрудничеству и нашим технологическим достижениям.

Обольщаться, однако, не приходится: в конечном итоге проблема может быть решена только путем ликвидации ядерного оружия. До тех пор, пока оно продолжает существовать, будет существовать и угроза его применения. Она подобна знаменитому «висящему на стене ружью», которое рано или поздно выстрелит, - заключает Горбачев свою статью в «Уолл-стрит джорнэл».

Обзор подготовил Лео Стерн