Убеждая Ближний Восток в преимуществах демократии

Вот и еще один раз я убедился, что не знаю того, о чем я думал, что знаю. В данном случае речь идет об очень актуальном сюжете – американской политике на Ближнем Востоке. Почему-то я был уверен, что никакого Ближнего Востока для американской политики от основания республики до начала «холодной войны» не существовало. Подростком я узнал, что американцы организовали свержение просоветского правительства Моссадыка в Иране, что они поддерживают новое государство Израиль. То есть для меня эта история началась тогда, когда я стал заглядывать в газеты и слушать то радио, в программе которого я в данный момент вещаю. Из книги Майкла Орена «Власть, вера и фантазия» [Michael Oren Power, Faith, and Fantasy: America in the Middle East 1776 to the Present, W. W. Norton & Company] я узнал, что история началась до возникновения моего к ней интереса.

Книга Орена – историческая, но в то же время и полемическая. Полемизирует он с сегодняшним большинством американцев, политиков, журналистов и простых граждан, которые призывают вернуться к «реализму» в ближневосточной политике. Как известно, нынешнее правительство затеяло войну в Ираке в расчете на то, что демократизация этой страны послужит катализатором демократизации всего региона, а демократические государства по самой природе своей ориентированы на мирное сотрудничество. И всем будет хорошо. Так вот критики этой, прямо скажем, не слишком удачной войны обвиняют ее зачинщиков в беспочвенном мечтательстве. «Вернуться к реализму» – это вернуться ко внешней политике, основанной исключительно на экономических и стратегических интересах США, оставив жителей Ближнего Востока без постороннего участия заниматься своими разборками.

Орен утверждает, что «возвращаться» не к чему, что США издавна участвовали в политической и культурной жизни арабских и неарабских ближневосточных стран, именно с целью демократизировать, секуляризировать их, убедить население в преимуществах либеральной демократии.

Уже отцы-основатели республики, оказывается, интересовались Ближним Востоком. Второй президент Соединенных Штатов Джон Адамс писал о тамошних деспотиях, которые держатся на жестокости и страхе, о деспотах, которые обращаются со своими подданными так, как будто это не люди, а «гусеницы, облепившие яблоню». Томас Джефферсон предупреждал американских дипломатов, что полагаться на мирные договоры с ближневосточными султанами и деями не следует, поскольку в лучшем случае эти договоры будут выполняться только до тех пор, пока данный султан или дей остается у власти.

Друг Джефферсона и (не премину заметить) студент Дартмутского колледжа, где я работаю, Джон Ледьярд в 1788 году стал первым американским путешественником по арабским странам. (До того Ледьярд был первым американским путешественником по России, но это другая история.) Ледьярд писал: «Арабский – единственный язык, в котором нет слова “свобода”».

В конце XVIII века арабские и берберские пираты, действовавшие под патронажем триполийского и алжирского дея (того самого, у которого под носом шишка), неоднократно захватывали американские торговые суда и заставляли американцев платить за них большой выкуп. Джефферсон с этим безобразием покончил крутыми мерами. Собственно говоря, так родился амeриканский военно-морской флот глобального значения и американская морская пехота.

Вслед за военными событиями последовали и мирные американские инициативы в тех краях. Начиная с 20-х годов XIX века, американские миссионеры начали строить школы по всему региону. Наряду с обычными школьными науками они обучали своих учеников и гражданским добродетелям западного общества. Эти же миссионеры основали в Бейруте Сирийский протестантский колледж, который позднее стал Американским университетом в Бейруте. «Белый, черный или желтый, христианин, иудей, магометанин или язычник может придти и пользоваться всем, чем располагает это заведение, – писал в 1866 году президент Американского университета в Бейруте Дэниел Блисс. – [Наши студенты] могут продолжать верить в единого Бога, во многих богов или не верить ни в какого».

Как видим, и проповедовать толерантность, и наказывать бандитов на Ближнем Востоке Америка начала не вчера. Она этим занималась на протяжении всей своей истории. Стабильных результатов это пока не принесло, но надо продолжать стараться.