Опросы общественного мнения показывают, что сегодня двумя ведущими претендентами на пост президента США от Демократической партии являются женщина и афроамериканец: это сенаторы Хиллари Клинтон и Барак Обама. Еще один достаточно сильный кандидат – губернатор штата Нью-Мексико, «латино» Билл Ричардсон. Однако американцы не сразу привыкли спокойно относиться к этнокультурным различиям среди политиков.
Двадцать лет назад Эллен Малколм основала организацию Emily’s List, спонсировавшую женщин-кандидатов от Демократической партии. В то время женщин в политике серьезно не воспринимал никто. «Когда политические позиции занимали в основном мужчины, избиратели не представляли себе женщин-кандидатов, – вспоминает Эллен. – Какой должна быть женщина, чтобы баллотироваться Сенат? Как она должна выглядеть, как говорить? И из-за этого появлялись и расцветали всякого рода гендерные стереотипы».
Прошло время, и избиратели привыкли к мысли, что на выборах им, вполне возможно, придется голосовать за женщину. Но сегодня Emily’s List впервые агитирует за женщину, которая хочет стать президентом.
«Думаю, избиратели привыкли к тому, что женщины вступают в борьбу, побеждают и успешно справляются с обязанностями. Надеюсь, что вновь обретенная уверенность женщин в политике сыграет на руку Хиллари Клинтон», – говорит Эллен Малколм.
Опросы показывают, что г-жа Клинтон – кандидат номер один среди демократов. «Я пришла, чтобы победить, и я это сделаю», – уверенно заявляет она.
Среди ее конкурентов – афроамериканец сенатор Барак Обама и представитель испаноязычного населения США губернатор Нью-Мексико Билл Ричардсон. Все трое – легитимные кандидаты на пост президента.
«Такая ситуация отражает растущее этнокультурное разнообразие общества, – считает сотрудник исследовательского центра Пью (Вашингтон) Скотт Китер. – Из-за колоссального притока иммигрантов в США, каждый из которых привносит в нашу культуру что-то новое, люди гораздо более терпимо стали относиться к тем, кто от них чем-то отличается. И это происходит не только в повседневной жизни, но и в политике».
По мнению Китера, многие американцы научились видеть не расу или пол кандидата, а его умения, таланты и лидерский потенциал.
Именно поэтому никто из кандидатов не сможет победить на всеобщих выборах, делая ставки лишь на голоса представителей меньшинств.
Возьмем, к примеру, самую быстрорастущую демографическую группу в США – «латинос», т.е. испаноязычных. Стивен Хесс, эксперт Брукингского института, говорит, что нынешняя тенденция не особенно поможет Биллу Ричардсону получить номинацию от Демократической партии: «В противоположность политически устоявшимся общинам, например, афроамериканской, которая в основном идентифицирует себя с партией демократов, латинос таких предпочтений не имеют и могут последовать за кем угодно».
Точно так же ничто не указывает на то, что Обама наберет больше голосов афроамериканцев, чем Клинтон, которая, судя по опросам, весьма популярна среди чернокожих избирателей. «Барак Обама добился успеха не в качестве лидера афроамериканцев, как, например, Джесси Джексон или Ал Шарптон, которые в отличие от него всегда выступали как лидеры своей общины, предъявляли требования к обществу как представители меньшинства. У Обамы путь в политику был совершенно иным», – говорит Хесс.
Он считает, что своему успеху Обама, как и любой другой политик, обязан тем, что представлял граждан своего штата независимо от их цвета кожи.